Фрэнсис скотт фицджеральд краткая биография. Алкогений: Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Фрэнсис Скотт Фицджеральд является американским писателем, который родился в 1896 году, и жизнь которого оборвалась вследствии сердечного приступа в 1940 году в Калифорнии.

Происхождение семьи Фрэнсиса корнями уходит в достаточно известный ирландский род, поэтому родители были достаточно обеспечены и смогли дать сыну прекрасное образование, что в будущем отразилось на литературной биографии Скотта Фицджеральда. Например, когда наступил кризис и финансовое положение отца Фрэнсиса практически было на грани краха, Фрэнсис Скотт тем не менее продолжал обучаться в наилучших учебных заведениях.

Творчество в биографии Скотта Фицджеральда

Романист, новеллист Скотт Фицджеральд вошел в литературу как один из представителей «потерянного поколения». В романах начала 20-х годов «По ту сторону рая», «Прекрасные и обреченные» он изображает трагедию молодого поколения американцев, живущих в развращающей среде, где все продается и покупается. Ощущение неустойчивости, быстротечности жизни, осознание призрачности надежд, с которыми молодое поколение вступало в жизнь, пронизывают романы и новеллы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Его герои мечутся, стремятся к успеху, ищут способы реализовать скрытые в них самих возможности, но приходят лишь к внутреннему опустошению и осознанию бесполезности своей жизни.

Произведения писателя проникнуты ненавистью к богачам. В них причудливо сочетается реалистически-беспощадное изображение действительности и романтический взгляд героев. Автор показывает распад человеческой личности, идущей по пути компромиссов ради достижения богатства. В то же время он тонко и глубоко проникает в тайники человеческой души, ему присущ подлинный психологизм, умение передать внутренний мир своих героев, особенно переживающих какое-нибудь потрясение.

Лучшие произведения Фицджеральда

Лучшее произведение, которое в биографии Скотта Фицджеральда сыграло ключевую роль - роман «Великий Гэтсби» (1925). Это история ловкого авантюриста, человека одаренного и энергичного, но в стремлении к богатству идущему на сделки со своей совестью и постепенно превращающегося в раба денег, так и не приносящих ему счастья.

Та же тема разрушающего душу, стремления к богатству и гибели одаренного человека пронизывает и следующий роман писателя «Ночь нежна» . В образе главного героя романа Ричарда Драйвера отразилось то ощущение внутреннего банкротства, которое пережил сам писатель. Роман «Последний магнат» остался незаконченным. Описание Голливуда в этом романе обобщает многие характерные тенденции «джазового века». Центральная фигура Монро Стара близка писателю, поскольку позволяет ему раскрыть трагическое противоречие настоящего художника, вынужденного в поисках счастья поступаться принципами.

Вы прочитали биографию Скотта Фицджеральда. Предлагаем вашему вниманию краткое содержание книги "Великий Гэтсби" , а также рекомендуем вам посетить раздел Книги , где вы сможете выбрать для чтения интересную книгу.

Фрэ́нсис Скотт Кей Фицдже́ральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald ; 24 сентября , Сент-Пол - 21 декабря , Голливуд) - американский писатель , крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения » в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби », опубликованный в 1925 году , а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза » 1920-х годов . Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первая помолвка Фицджеральда и Сейр расстроилась, поскольку семья Сейр была против брака. На тот момент у Фицджеральда не было постоянной работы и постоянного заработка. Единственным шансом жениться на Зельде оказался литературный успех . Фицджеральд отправился в Нью-Йорк , где устроился литературным сотрудником в рекламное агентство. Он не оставляет попыток добиться литературного признания и пишет рассказы, пьесы и стихи, которые отсылает в различные издания. Его первые литературные опыты оказываются неудачными и рукописи возвращают. Фицджеральд глубоко переживал неудачи, начал выпивать, бросил работу и ему пришлось вернуться к родителям. В доме родителей Фицджеральд садится переделывать рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.

    В 1922 году Фицджеральд приобретает особняк на Манхэттене , построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь он прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме писатель приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы .

    Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя обоими.

    Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов» .

    За первой книгой в 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые » (The Beautiful and Damned), описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age).

    В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хемингуэем . Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби » (The Great Gatsby , 1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).

    В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой высокий уровень жизни.

    Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает злоупотреблять алкоголем.

    Литературная деятельность

    Фрэнсис Скотт Фицджеральд является признанным классиком американской литературы. Ни один литературоведческий очерк по истории американской и мировой литературы, по мнению российского литературоведа Андрея Горбунова , невозможен без упоминания Фицджеральда. Творчеством Фицджеральда занимались многие американские критики и исследователи, в частности Максвелл Гайсмар (англ.) русск. , Малколм Каули (англ.) русск. , Эдмунд Уилсон , Лайонел Триллинг и другие.

    По эту сторону рая

    После публикации романа в марте 1920 года Фицджеральд стал знаменитым. Книга была воспринята как «манифест поколения» . В ней писатель обратился к важнейшей для себя теме - проблеме богатства и бедности, а также влияния денег на судьбу человека. Главный герой романа, Эмори Блейн, представляет собой олицетворение американской мечты . Литературный критик и журналист Генри Менкен так отозвался о первом романе Фицджеральда:

    «…удивительный роман - оригинальный по форме, чрезвычайно изысканный по манере письма и великолепный по содержанию»

    Первый вариант романа был отвергнут издательством «Scribner’s» в 1918 году. В нём повествование велось от первого лица, а действие происходило в студенческой среде. В его окончательной версии роман делится на две книги: «Романтический эгоист» и «Воспитание личности». Первая книга заканчивается тем, что герой бросает учёбу в университете и уходит служить в армию. Вторая книга повествует о нравственном становлении личности Эмори Блейна. Хронологически книги разделены небольшой интерлюдией, посвященной военным годам Эмори. По мнению автора именно военный опыт оказывает влияние на личность героя.

    Главный редактор издательства «Scribner’s» Максвелл Перкинс [убрать шаблон] писал Фицджеральду :

    «Книга так разительно отличается от всех остальных, что трудно даже предсказать, как публика примет её. Но все мы за то, чтобы пойти на риск, и всячески поддерживаем её.»

    Вскоре после первого романа писатель публикует первый сборник рассказов «Эмансипированные и глубокомысленные» (англ. Flappers and Philosophers ). Он был принят достаточно холодно как критиками, так и публикой.

    Произведения

    Романы:

    • «По эту сторону рая » (This Side of Paradise , 1920)
    • «Прекрасные и проклятые » (The Beautiful and Damned , 1922)
    • «Великий Гэтсби » (The Great Gatsby , 1925)
    • «Ночь нежна » (Tender is the Night , 1934)
    • «Последний магнат » (The Last Tycoon , не завершён, опубликован посмертно, 1941)

    Рассказы:

    • «Загадочная история Бенджамина Баттона » (The Curious Case of Benjamin Button , 1921)

    Пьеса:

    • «Размазня» (The Vegetable , 1923, пьеса)

    Сборники рассказов (изданы при жизни):

    • «Эмансипированные и глубокомысленные» (Flappers and Philosophers , 1920)
    • «Рассказы о веке джаза» (Tales of the Jazz Age , 1922)
    • «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men , 1926)
    • «Сигналы побудки» (Taps at Reveille , 1935)

    Сборник публицистики:

    • «Крушение»(The Crack-Up , 1945 - издан после смерти автора)

    После смерти издано множество сборников, в том числе и произведений, не издававшихся при жизни в книгах.

    Сценарии для кино:

    • 1924 - Grit (автор оригинального сюжета, не сохранились ни копии фильма, ни рукопись рассказа)
    • 1938 - Три товарища / Three Comrades (вариант сценария Скотта Фицджеральда подвергся значительной переработке, однако в титрах его имя осталось. Оригинальный сценарий опубликован отдельной книгой)

    Также принимал участие в работе над сценариями для кинофильмов:

    • 1923 - Glimpses of the Moon, The (автор титров, фильм не сохранился)
    • 1932 - Женщина с рыжими волосами / Red-Headed Woman (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
    • 1938 - Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
    • 1938 - Янки в Оксфорде / A Yank at Oxford (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
    • 1939 - Raffles (доработка диалогов в сценарии другого автора, работа продолжалась одну неделю)
    • 1939 - Winter Carnival (вариант сюжета Скотта Фицджеральда и Бада Шульберга был отвергнут)
    • 1939 - Everything Happens at Night (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
    • 1939 - Женские интриги / Women, The (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
    • 1942 - Life Begins at Eight-Thirty (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)

    Экранизации

    • 1920 - The Chorus Girl’s Romance, (немой фильм, копия сохранилась в Бразильском архиве)
    • 1920 - The Husband Hunter, (немой фильм, копии не сохранились)
    • 1921 - The Off-Shore Pirate, (немой фильм, копии не сохранились)
    • 1922 - The Beautiful and Damned, (немой фильм, копии не сохранились)
    • 1926 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby, (немой фильм, копии не сохранились, сохранился лишь минутный проморолик)
    • 1929 - Pusher-in-the-Face (фильм звуковой, копии не сохранились)
    • 1949 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby,
    • 1954 - Когда я в последний раз видел Париж / The Last Time I Saw Paris, (по мотивам оригинального сценария Скотта Фицджеральда «Cosmopolitan», основанного на рассказе Babylon Revisited)
    • 1956-1961 - эпизоды телешоу Театр 90 / Playhouse 90
    • 1962 - Ночь нежна / Tender Is the Night - кинофильм 1962 года , снятый по одноимённому роману .
    • 1964 - Izmedju dva aviona (ТВ, Югославия)
    • 1974 - F. Scott Fitzgerald and "The Last of the Belles" (ТВ, США)
    • 1974 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby - кинофильм 1974 года , в главной роли - Роберт Редфорд .
    • 1976 - Bernice Bobs Her Hair (ТВ, США)
    • 1976 - Последний магнат / The Last Tycoon - кинофильм 1976 года , снятый по одноимённому роману .
    • 1986 - Under the Biltmore Clock (ТВ, США)
    • 1987 - Tales from the Hollywood Hills: Pat Hobby Teamed with Genius (ТВ, США)
    • 1994 - Einer meiner ältesten Freunde (кинофильм по рассказу One of my oldest friends, Германия)
    • 1996 - Sensible Thing, The (ТВ, США)
    • 2000 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby (ТВ, Канада)
    • 2008 - Beautiful and Damned, The (Австралия)
    • 2008 -

    Великий американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896-1940) - классический пример алкогения, у которого страсть к спиртному возобладала над страстью к творчеству.

    Ася Датнова

    Собутыльники

    ГАРОЛЬД СТИРС
    Американский журналист, прославившийся благодаря «Фиесте» Хемингуэя, где он выведен более чем колоритным персонажем. Стирс играл на скачках, пил и постоянно занимал деньги, которые никогда не отдавал. Однажды Фицджеральд, столкнувшись со Стирсом в кафе, пожалел его и предложил способ заработать. Они набросали от имени Стирса жалобное письмо, озаглавили его «Почему я в Париже всегда беден» и «отправили» Фицджеральду. Затем Фиц продал письмо своему агенту за сто долларов, а деньги отдал другу. Гонорар пропили вместе.

    ЖЕНА ЗЕЛЬДА
    Из газетной хроники: «Сегодня ночью мистер Фицджеральд с супругой предприняли необычную экскурсию по Манхэттену. Поймав такси на углу Бродвея и 42-й улицы, они сели в салон. В районе Пятой авеню им показалось, что так ехать неудобно, и они потребовали у водителя остановиться: мистер Фицджеральд забрался на крышу машины, а миссис Фицджеральд - на капот. После чего приказали ехать дальше...»

    РИНГ ЛАРДНЕР
    Американский писатель-юморист начала XX века. Спился быстрее, чем Фицджеральд (умер в 1933-м). Фиц называл Ларднера «мой алкоголик», считая его живым примером того, что может произойти с ним самим в будущем. В 1923 году английский писатель Джозеф Конрад посетил Америку. Фицджеральд и Ларднер, сильно поддав, решили в качестве приветствия писателю сплясать для него на лужайке - думая, что, увидев такое, писатель не устоит и захочет с ними познакомиться. Естественно, пьянчуг просто вышвырнули из парка, и с Конрадом они так никогда и не встретились.

    ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
    Как-то, распив несколько графинов вина, Скотт признался: «Я никогда не спал ни с кем, кроме Зельды. Зельда сказала, что я сложен так, что не могу сделать счастливой ни одну женщину. Я не нахожу себе места и хочу знать правду». Хэм отвел товарища в туалет и осмотрел: «Ты нормально сложен. Не о чем беспокоиться. Просто, когда смотришь сверху, все уменьшается. Пойди в Лувр и погляди на статуи, а потом приди домой и посмотри на себя в зеркало». Товарищи выпили еще, а затем отправились в Лувр смот­реть на статуи.

    "Он являл собой воплощение американской мечты - молодости, красоты,

    обеспеченности, раннего успеха - и верил в эти атрибуты так страстно, что

    наделял их определенным величием, - писал о Фиц-джеральде его современник Эндрю

    Тернбулл.

    И действительно, в 1920-е годы Скотт Фицджеральд был культовой фигурой, обросшей

    легендами в стиле "американского счастья". По их отзвукам, первый роман "По эту

    сторону рая" Фицджеральд написал якобы лишь затем, чтобы завоевать руку и сердце

    честолюбивой девушки из состоятельной семьи. Он сразу принес ему славу,

    богатство и красавицу жену. В Париже, этом солнечном сплетении европейской

    культуры, Фицджеральды, по воспоминаниям очевидцев, появились в шумном окружении

    художественной богемы и миллионеров-соотечественников Красивая, незаурядная пара

    вела себя столь экстравагантно, а интерес к ней был столь велик, что их имена

    почти не покидали газетной хроники светских скандалов... Но это, так сказать,

    титульная страница Жизнь оказалась много сложнее "американской мечты".

    его, Мэри Макквилан, происходила из добропорядочной католической семьи, отец ее

    упорным трудом из мелкого торговца вырос в могущественного коммерсанта. О своем

    отце, Эдварде Фицджеральде, писатель говорил, что тот вышел из "старого

    одряхлевшего рода", к которому некогда принадлежали видные государственные

    деятели. Эдвард же был бедным армейским офицером и слыл неудачником. В тяжелые

    периоды жизни маленький Скотт молил Бога о том, чтобы их семья не попала в дом

    для бедных. Изживание этого детского страха впоследствии выразилось и в образе

    жизни ("с размахом"), и в произведениях писателя, который, было время, придавал

    богатству мистические свойства, считая богатых людьми, отмеченными свыше.

    Наследство дедушки Макквилана позволяло родителям Фицдже-ральда обучать детей в

    частных школах. Мать довольно рано внушила Скотту мысль о его исключительности.

    И не беспочвенно Его первые литературные опыты были опубликованы в школьном

    журнале. Когда Скотт перевелся в школу Ньюмена - обитель для шестидесяти

    отпрысков состоятельных семей Америки, - он со страстью отдался сочинению песен

    и пьес для драмкружка В среде богатой молодежи его

    талант был единственным залогом равенства с ними, а также земной славы, что он

    поставил себе главной целью.

    В Принстонском университете Скотт продолжал запойно осваивать почти все

    литературные жанры, в ущерб занятиям, и его пьеса, победив в конкурсе, была

    В Европе шла Первая мировая война, и американская молодежь переживала приступ

    милитаристского романтизма Многие рвались на фронт, среди них и студент

    Фицджеральд Он сдал экстерном экзамен на звание лейтенанта пехоты, но волей

    обстоятельств его рота на театр военных действий не попала.

    Во время армейской службы в 1918 году произошла его встреча с Зельдой Сэйр,

    которая стала и самым большим счастьем, и самым большим горем в его жизни.

    Экзальтированная, остроумная, смелая до безрассудства, с неукротимой жаждой

    жизни, всегда окруженная поклонниками, она сразу завладела его сердцем и

    ответила взаимностью, но от брака отказалась - ее не вдохновлял скромный вариант

    существования. В жизненном активе Фицджеральда были пока лишь рукопись романа

    "Романтический эгоист" и сто двадцать два отказа от издателей.

    Разрыв с Зельдой он воспринял драматически, две недели пил, а затем вернулся в

    родительский дом и за три месяца затворничества в лихорадочном режиме перекроил

    "Эгоиста", создав из его останков новый роман - "По эту сторону рая". В нем, по

    собственному признанию, он "выжал себя до последней капли". Роман сразу был

    принят к печати. Вскоре после его выхода (1920) Зельда и Скотт обвенчались.

    Огромная популярность этой книги в те годы объяснима - Фицджеральд выразил

    настроения американской молодежи, задетой далекой войной, ощутившей конечность

    бытия, отвергнувшей постепенные добродетели своих отцов и возжаждавшей успеха и

    счастья здесь и немедленно. Поколение Фицджеральда бросилось в "карнавальные

    пляски" 1920-х годов (период американского бума) очертя голову, а сам писатель

    стал его символом. Утверждался атеистический XX век - век экзальтации, допингов

    и психозов. Фицджеральд окрестил его "веком джаза". Теперь, на его исходе,

    нынешняя молодежь называет его "веком "экстази". Но вернемся в его начало.

    Роман был переиздан много раз. Никогда в жизни Фицджеральд Уже не будет так

    счастлив, как в ту пору. Как-то он подошел к престарелому писателю Чарлзу

    Фландрау со словами: "Чарли, если бы ты только знал, как прекрасно быть молодым,

    красивым и знаменитым!"

    Слава закрутила его в смерче развлечений: дорогие костюмы от "Братьев Брукс",

    ночные кутежи, много алкоголя, юношеские безумства, постоянным участником

    которых, а часто и вдохновителем являлась Зельда.

    Через два года вышел его роман "Прекрасные и обреченные" (1922). Эгоистичные

    идеалы молодого поколения, воспевание которых принесло Фицджеральду славу и

    деньги, здесь уже подвергались сомнению. В том же году появились первые наброски

    к самому значительному его произведению - "Великий Гэтсби". В этом романе (1925)

    Фиц-джеральд окончательно расстался с молодыми иллюзиями, чутко уловив, что

    человек, цинично выстраивающий свою жизнь только по законам успеха (как его

    Гэтсби), в итоге приходит к полной личной катастрофе.

    Эрнста Хемингуэя судьба свела с Фицджеральдом в Париже. В своей книге "Праздник,

    который всегда с тобой" он произнес немало язвительных фраз по поводу

    беспорядочного образа жизни четы Фицд-жеральдов, но хочется привести не их (они

    писателю не идут), а его отзыв о "Великом Гэтсби": "Когда я дочитал эту книгу, я

    понял, что как бы Скотт ни вел себя и что бы он ни делал, я должен помнить, что

    это болезнь, и помогать ему, и стараться быть ему хорошим другом. У него было

    много, очень много хороших друзей, больше чем у кого-либо из моих знакомых. Но я

    включил себя в их число, не думая, пригожусь я ему или нет. Если он мог написать

    такую великолепную книгу, как "Великий Гэтсби", я не сомневался, что он может

    написать и другую, которая будет еще лучше".

    К тому времени трагедия наметилась и в жизни самого Фицджеральда.

    Сумасбродная жизнь, напряженное выкраивание времени для литературной работы

    привели его к алкоголизму. Честолюбивая Зельда, не находящая себе применения в

    обыденной жизни, с болезненной ревностью стала относиться к его славе. Написала

    посредственный роман "Сохрани для меня вальс", занялась живописью, а

    окончательно сломалась на маниакальном увлечении балетом, в 27 лет пожелав

    стяжать лавры Анны Павловой. С диагнозом "шизофрения" Фицджеральд вынужден был

    поместить ее в клинику для душевнобольных. Много лет спустя он обмолвится в

    письме к дочери: "Я ненавижу женщин, воспитанных для безделья". "Ненавижу"

    относилось, конечно же, не к Зель-де, а к самому принципу воспитания.

    Это было крушение. Так впоследствии и назвал Фицджеральд свою горькую исповедь.

    Черты семейной трагедии отражены и в его романе "Ночь нежна", пожалуй, самом

    знаменитом его произведении.

    Фигура Зельды неустранима из творчества Скотта Фицджеральда.

    Его человеческая биография совпала с биографией века, и все личные обольщения,

    разочарования, драмы так или иначе спроецированы почти во все его произведения.

    Для американской литературы Скотт Фицджеральд явился первооткрывателем такого

    направления, как лирическая проза. Этому способствовали и свойства его таланта -

    тонкий психологизм, доверительная интонация, снисходительное отношение к героям,

    мягкий юмор, щедрая откровенность. "Я должен начинать с эмоции, - признавался

    он, - такой, которая близка мне..." Особенно заметно это эмоциональное

    побуждение в его лучших рассказах. Надо сказать, что новеллы и рассказы он писал

    и по вдохновению, и для денег, и в преддверии романов. Среди них встречаются

    настоящие шедевры. Так, в "Алмазной горе", написанной с элементами гротеска, он

    распрощался со своей идеей "богоизбранности" богатых, показав, что почти все

    чрезмерные состояния замешаны на преступлении, и рок возмездия тяготеет над

    целыми родами. Его семейная драма - Зельда почти не выходила из клиник, а

    единственная дочь Скотти была оторвана от него и жила в закрытом пансионе - дала

    горький повод для таких новелл, как "Две вины", "Опять Вавилон" и других.

    До конца дней Фицджеральд пытался бороться со своей болезнью - сотрудничал как

    киносценарист с Голливудом, но его оригинальный талант плохо вписывался в этот

    "конвейер грез", писал письма дочери, в которых старался оградить ее от

    пережитых личных заблуждений, начал работу над романом "Последний магнат"...

    Интерес к Фицджеральду постепенно угасал. Накануне сорокалетия писателя посетил

    корреспондент из "Нью-Йорк пост" и нашел его не в лучшей форме. В юбилейной

    статье Фицджеральд был назван "писателем-пророком послевоенных неврастеников".

    Он пытался покончить с собой, но Бог уберег его от этого греха. Фицджеральд ушел

    недописанным "Последний магнат".

    В наше время, когда и в старой Европе, и среди наших соотечественников столь

    велико обольщение "американской мечтой", очень полезно перечитать произведения

    Скотта Фицджеральда, в которых "американская мечта" предстает в сущности

    американской трагедией.

    Фрэнсис Фицджеральд считается одним из самых выдающихся американских писателей первой половины XX века. Его романы пользовались и пользуются повсеместной популярностью. В своих книгах автор фактически отразил собственный богемный и легкомысленный образ жизни. Фицджеральд писал не только крупную и малую прозу, но и сценарии к голливудским фильмам. Многие его произведения экранизировались даже больше одного раза.

    До службы в армии

    Будущий писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент-Поле - американском городе в Миннесоте. Появившийся на свет 24 сентября 1896 года мальчик был выходцем из состоятельной семьи (его дед по матери переехал в США, покинув Ирландию). В подростковом возрасте Фрэнсис учился в престижных учебных заведениях, после которых поступил в Принстонский университет.

    Уже в студенчестве Фицджеральд начал писать пьесы и рассказы (с ними он становился победителем молодежных конкурсов). Также молодой человек увлекался спортом и играл в команде по футболу. В 1917 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд сделался добровольцем и ушел на службу в армию. Там ему удалось стать адъютантом у бригадного командира, выполнявшим функции генеральского секретаря.

    На перепутье

    В 23 года Фицджеральд решился демобилизоваться. Он поселился в Нью-Йорке и недолго работал в качестве рекламного агента. Хотя в дальнейшем военный сменил не одно место работы, его настоящей мечтой оставалась писательская слава. Пока же Фрэнсис Скотт Фицджеральд зарабатывал крохи. Это обстоятельство чуть было не загубило его личную жизнь.

    Еще на военной службе мужчина познакомился с девушкой Зельдой Сейр. Она происходила из состоятельной и именитой семьи (отец был судьей Алабамы). Молодые люди полюбили друг друга. Однако родители Сейр были против их помолвки. Членов высшего общества не устраивал Фицджеральд, который даже не имел постоянной работы. Жених возложил все свои надежды на писательский труд. Он с удвоенной энергией принялся за сочинение рассказов, стихов и пьес. Автор отсылал эти черновые произведений в разные издательства, но везде получал отказ на публикацию.

    Первый успех

    Из-за непрекращающихся неудач Фрэнсис Скотт Фицджеральд пристрастился к алкоголю. Оставшись без средств к существованию, он вернулся жить к родителям. Там был переписан роман «Романтичный эгоист», который до того существовал только в необработанной черновой версии. Обновленная книга получила название «По эту сторону рая». Она тут же попала в издательство и стала хитом продаж. Никому не известный прежде автор внезапно попал в центр внимания читающей американской публики.

    Чем писатель продолжил успех «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд (через год после первого романа) написал рассказ «Загадочная история Бенджамина Баттона». Его главный герой родился младенцем со всеми признаками старости, но с возрастом только молодел. К концу жизни он стал ребенком, а затем вновь новорожденным, после чего автор оборвал повествование. Оригинальный сюжетный прием сделал писателя закрепил успех его дебюта и продемонстрировал - молодой автор задержится на литературном Олимпе надолго.

    Прекрасный и проклятый

    Что дали автору рассказ о Бенджамине Баттоне и роман «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд разбогател и даже купил крупный нью-йоркский особняк. В 1920 году писатель исполнил свою давнюю мечту и все-таки женился на Зельде Сейр. Супруги стали известными светскими персонами. Они вели роскошный образ жизни и были знакомы со всей элитой Манхэттена. Фицджеральды устраивали регулярные приемы, часто ездили на фешенебельные курорты. И жена, и муж, употребляли немало алкоголя и часто устраивали друг другу скандалы, некоторые из которых затем становились достоянием общественности.

    Образ жизни Фрэнсиса отразился на его втором романе «Прекрасные и проклятые». Его сюжет повествует о браке двух артистов. В романе угадываются черты самого писателя и его жены Зельды. Интересно, что в первый раз «Прекрасные и проклятые» издавались по частям. Право на такие журнальные публикации получил Metropolitan. В 1922 году роман появился в обычном книжном формате. Тогда же была снята кинокартина, однако она, как и многие фильмы того времени, оказалась утерянной.

    В Старом Свете

    В 1924 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд переехал в Европу. Некоторое время он жил в Италии, затем обосновался в Париже. Во французской столице писатель познакомился со своим коллегой по творческому цеху Эрнестом Хемингуэем. Именно они вдвоем стали ключевыми американскими представителями «потерянного поколения». Этот литературный феномен возник в 1920 гг. К нему причисляются писатели, пережившие пик популярности в интербеллум - период двух межвоенных десятилетий. К «потерянному поколению» относятся не только Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Хемингуэй, но и, например, немец Эрих Мария Ремарк.

    В США интербеллум несколько отличался от европейского. Молодость Фицджеральда пришлась на небывалый экономический рост Штатов после Первой мировой, когда американское общество на некоторое время забыло о большинстве невзгод и социальных проблем. Ускоренными темпами развивалась индустрия развлечений. Автор нашумевших романов с его легкомысленным образом жизни как никто другой олицетворял свою эпоху, вскоре названную «эпохой джаза» (джаз-музыка стала одним из символов двадцатых).

    «Гэтсби»

    Культура каждого поколения имеет свой устоявшийся образ. Для американцев, чьи лучшие годы жизни пришлись на «эпоху джаза», таким символом стал третий роман Фицджеральда «Великий Гэтсби». Он был издан в 1925 году. Автор начал писать эту книгу, еще живя в роскоши Нью-Йорка. Оказавшись в Европе, Фицджеральд не забросил рукопись, а ключевой этап работы над ней пришелся на его пребывание в Париже.

    У романа было несколько проектных названий. Например «Великий Гэтсби» мог стать «Неистовым любовником» (это словосочетание наглядно характеризует главного героя). В книге автор обратился к миру нью-йоркских богачей, живших в своем замкнутом мире роскоши и непрекращающихся праздников. Главный герой, Гэтсби, также состоятельный человек. Автор окрестил его «Великим» в качестве иронии. С одной стороны, Гэтсби действительно представлен как человек с неукротимой энергией и выдающимися способностями, а с другой, несмотря на все свои положительные качества, он в конце концов растрачивает свою жизнь зря.

    В середине XX века этот роман был забыт широкой аудиторией, несмотря на то, что в свое время был экранизарован и поставлен на Бродвее. Позже, во второй половине столетия, «Гэтсби» вызвал новую волну интереса точно так же, как и сам Фицджеральд Скотт, биография которого стала преподаваться в каждой американской школе. Сегодня именно этот роман - самое известное произведение писателя. В 2013 году на большие экраны вышла новая современная экранизация «Гэтсби» режиссера Мартина Скорсезе (главную роль сыграл Леонардо Ди Каприо).

    Особенности творчества

    Все биографы и исследователи творчества Фицджеральда отмечают, что он обладал обостренным чувством исторического момента. От этой черты его характера произошли многие его же писательские привычки. Человек «эпохи джаза», он сам считал себя историческим лицом, творящим историю. Именно поэтому основным источником вдохновения для него была собственная биография. В данном смысле Фицджеральд был похож на Уайльда. В то же время Хемингуэй считал его «Великого Гэтсби» очень похожим на его, Хемингуэя, первый роман «И восходит солнце».

    В художественных произведениях главного писателя «ревущих двадцатых» ключевыми темами неизменно оставались богатство и женщины. В его книгах можно без труда не раз наткнуться на фешенебельные автомобили, загородные теннисные клубы и дорогие бары. Фицджеральд не мог писать не о благополучии. Каждая его попытка отойти от этой основополагающей темы заканчивалась неудачей.

    Профессиональные привычки

    Писатель бережно относился к каждому событию в своей жизни, так как любое впечатление от чего-то нового могло стать материалом для прозы. Уже в девять лет наблюдательный мальчик начал вести дневник. Повзрослев, Фицджеральд не изменил этой своей привычке - у него всегда при себе была объемная записная книжка.

    Существовал и другой рефлекс - он снимал копию со всех личных писем. Боясь упустить самую мелкую деталь, писатель верил, что в творчестве ему пригодится любой материал. На рабочем столе литератора всегда находились всевозможные списки и перечни - привычка каталогизировать оставалась с ним до конца дней.

    Писательский стиль

    Автор «Прекрасных и проклятых» с самых юных лет сохранил в себе привязанность к высокому романтизму. При этом он умел обходиться без существовавших тогда литературных традиций и приемов. В своем новаторстве он был очень похож на своего предшественника Джона Китса. При всем при этом Фицджеральд никогда не терял чувства юмора. В его книгах традиционно много иронии и остроумного скептицизма. Хотя Фрэнсис Скотт Фицджеральд - американский писатель, друзья литератора справедливо считали, что в его характере было много ирландского.

    Семейная трагедия

    Жизнь Фицджеральда пошла под откос, когда в 1930 году его жена Зельда сошла с ума и стала страдать шизофренией. Признаки помутнения рассудка посещали ее уже на протяжении нескольких лет, однако до поры до времени семье удавалось минимизировать их ущерб. Теперь состояние Зельды оказалось необратимым. С этим ничего не могли поделать ни врачи, ни сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Остаток жизни Зельда в основном провела в различных клиниках. Она умерла в 1948 году во время пожара в очередном своем госпитале.

    Американский писатель впал в депрессию, несколько лет он сильнее обычного злоупотреблял алкоголем. В определенном смысле художника спас собственный талант. В 1934 году вышел его новый роман «Ночь нежна». Это произведение было автобиографическим. Фицджеральд описал, каково это - спасать собственный брак, сохраняя при этом внешнюю роскошь и беззаботность жизни.

    «Последний магнат» и «Крушение»

    В 40 лет Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Ночь нежна» которого не пользовалась особенным успехом в США, решил несколько изменить характер своей деятельности. Он взялся за новое для себя ремесло голливудского сценариста.

    Как раз в это время американский кинематограф переживал свой золотой век. В Голливуде уже работали многие выдающиеся, в том числе и молодые писатели. Там же автор «Гэтсби» познакомился с обозревательницей Шейлой Грэм. Фицджеральд влюбился в нее и прожил с этой женщиной еще несколько лет до самой своей смерти.

    Жизнь в Голливуде подарила писателю множество новых идей, и он принялся за работу над своим очередным романом о «внутренней кухне» американского кинематографа. Так появились первые главы «Последнего магната». В это время Фрэнсис Скотт Фицджеральд, книги которого часто писались одновременно, также закончил множество статей и рассказов. Эти произведения были опубликованы в «Крушении» - сборнике, появившемся уже после смерти автора. Фицджеральд скончался 21 декабря 1940 года. Причиной его ухода из жизни стал сердечный приступ. «Последний магнат» так и остался незавершенным.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх