Народное искусство хохлома. Краткие сведения о хохломской росписи

Роспись хохлома - старинный народный промысел, которому около 300 лет. Название свое он получил от одноименного села в Кавернинском районе, расположенном на севере Нижегородской области.

«Хохлома, хохлома, наше чудо дивное!»

Известное в наше время всему миру историческое село Хохлома, получившее название от небольшой протекающей здесь речки, с XVII века славилось своей самой большой в Заволжье торговой площадью, каменными лабазами и лакированной особым способом утварью и посудой, центром продаж которых и являлось. Свезенный сюда из окрестных сел товар, известный своим уникальным производством, рассредоточивался далеко за пределами этой местности. Специфический, присущий только этому месту узор, нанесенный на изделия особым способом, стал называться хохломской росписью, или просто хохломой. Название вошло в поговорки и пословицы. Исконно русский промысел дополняет перечень ремесел, делающих культуру России богатой, неповторимой и уникальной, становится в один ряд с палехом, гжелью, жостовской и городецкой росписями, коклюшечными кружевами.

Мастерство старообрядцев

Роспись хохлома имеет свою историю возникновения, свои мифы и легенды. Этот промысел тесно связывают со старообрядцами. По некоторым версиям, «утеклецы» - люди, бежавшие от реформ Никона и последовавшего за нововведениями террора, обосновались в диких, безлюдных лесных местах в окрестностях Нижнего Новгорода. По одной из легенд загадочный старец пришел в керженские леса и основал в них первый скит. С собой беглецы принесли не только старую веру, но и свои умения и навыки. Мастерство оформления книг и написания икон, приемы, присущие только старообрядцам (например «мастерство тонкой кисти») переплелись с традициями местных заволжских мастеров. Многие считают, что секрет изготовления золотой посуды в эти края завезли именно «утеклецы» в XVII веке. Однако есть мнение, что роспись хохлома была известна и в более ранний период, и что заслуга в ее появлении принадлежит исключительно местным посудных дел мастерам.

Легенды хохломы

Кем точно изобретено умение производить «золотую посуду» без применения драгоценного металла, не установлено. По одной из легенд, это был беглый иконописец Андрей Лоскут. Чтобы не попасть в руки посланных за ним лично Никоном солдат, умелец сжег себя, передав предварительно свои умения местным жителям. Яркие краски, которыми славится роспись хохлома - память о подвижнике, в них проглядывает душа народного умельца. По другой легенде, сам царь пожелал иметь у себя на службе мастера из заволжских лесов, который мог изготавливать сказочную посуду, и тоже послал солдат. Но этот миф подобрее - кудесник исчез, но, как и Андрей Лоскут, передал свои умения жителям окрестных сел. А какие это села, вошедшие в историю народных промыслов России? Самые известные из них - Большие и Малые Безделки, Хрящи и Глибино, Мокушино и Шабаши. В каждом из них производились изделия, общее название которым - хохлома. Роспись в каждом селе имела свои отличительные черты, свои «штучки». Сейчас село Ковернино считается родиной хохломы.

«Хохломской куст»

Это удивительное искусство очень своеобразно. Роспись придает легкой деревянной посуде видимость тяжелых золотых изделий. Сама же утварь, несмотря на то, что изготовлена из дерева, жароустойчива и очень вынослива в эксплуатации.

Внешняя красота, выносливость сделали ее очень востребованной. Находящийся неподалеку Троице-Сергиев монастырь скупал изделия оптом. На него работали, по документальному свидетельству, кроме сел Хохлома и Скоробогатово, около 80 населенных пунктов, расположенных по берегам речек Узол и Керженец. Оптовому закупщику и торговать товаром дальше было легче. Этому способствовала и близость Волги - крупнейшего торгового пути того времени.

Специфическая технология производства

Хохлома - роспись по дереву, имеющая очень интересную технику изготовления. Из непросушенных чураков или баклуш выстругивались изделия нужной конфигурации. Назывались они «белье», которое затем сушилось, и уже потом грунтовалось жидкой глиной. Мастера называли ее вапой. Конечно же, каждое село имело свои хитрости - кто-то добавлял в глину мел, кто-то мучной клей. Свои приемы существовали на каждой стадии изготовления. Прошедшее грунтовку изделие покрывалось несколькими слоями льняного масла с промежуточными просушками. В течение дня изделия 3-4 раза покрывались олифой, которая наносилась только вручную специальными тампонами из кожи животного, чаще всего телячьей. Именно от этой стадии в дальнейшем зависела прочность росписи. После последней легкой просушки (до стадии «небольшого отлипа»), начинался процесс лужения. Нанесенный тампоном и втертый алюминиевый порошок прочно закреплялся на липкой поверхности.

«Хохломская роспись - алых ягод роспись»

Следующий этап - собственно «роспись под хохлому», которая производится только масляными красками. Киноварь и сажа (красное и черное) - визитные карточки этой росписи.

Допускаются, конечно, в небольших количествах, исключительно для оживления узора, и такие цвета, как коричневый, желтый, оранжевый, светло-зеленый. Обязательным условием является роспись беличьими кисточками, обеспечивающими максимальную тонкость линий. Раскрашенные изделия обязательно покрываются специальным лаком в 4-5 слоев и уже потом обжигаются в течение 4-5 часов при температуре 150-180 градусов. Именно этот финальный обжиг, придающий лаку медовый оттенок, а находящемуся под ним алюминиевому порошку цвет и блеск золота, является изюминкой процесса. Необходимо отметить, что дерево для росписи бралось из местных сортов - липа, береза, ясень.

Характерные орнаменты

Существует два присущих только этой росписи вида письма - верховое и фоновое. Каждому из них присущи свои орнаменты. Отличаются эти виды в первую очередь тем, что при верховом письме черные, красные и другие рисунки получаются в конце нанесенными на золотой фон. А при «фоновом» наоборот - золотой орнамент нанесен на черный или красный фон. Рисунками, характерными для верхового письма, являются «травная роспись», «под листок», «под травку» и «под пряник». Бывает и «под ягодку». А при фоновом письме применяются два вида орнамента - «под фон» и «кудрина»

Каждый орнамент имеет свою специфику, историю и хитрости нанесения, которые все вместе и делают узнаваемой и характерной роспись, известную под названием «хохлома». Роспись для детей присуща любому промыслу. Изделия из глины имеют отдельные направления, известные как «детские игрушки», например дымковская или каргопольская. В хохломской росписи такого отдельного направления не было. Но, конечно же, мастера в каждой деревне расписывали игрушки для своих детей. И детскую посуду, и, очевидно, существовали более крупные формы, как стульчик или колыбелька, а если верить стихам, расписывались «под хохлому» и полати, и столы. Конечно же, современное производство пользуется всеми достижениями науки и техники, что помогает достигать в этом промысле новых вершин.

Самобытное искусство России

Как уже отмечалось, искусство заволжских мастеров входит в самую популярную тройку народных промыслов направления «роспись» - гжель, хохлома, палех. Но, гжель - производство и роспись керамических изделий. «Гжельский куст» - район, объединяющий 27 деревень, расположенных в 60 км от Москвы, жители которых издавна занимаются этим ремеслом. Палехская лаковая миниатюра тоже получила свое название по населенному пункту, расположенному в сердце России. Судьба у этих промыслов схожая - так проявлялись русские таланты. Но если роспись по керамике - это гжель, то роспись по дереву - хохлома и палех.

Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Сложно представить себе традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами, популярны и за рубежом. Это визитная карточка нашего национального русского промысла.

История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.

Виды росписей

Народные промыслы не зря так называют, ведь они придуманы простыми людьми. Почти каждый уголок России славится своими особыми чертами и неповторимым стилем в творчестве умельцев.

История возникновения и развития хохломской росписи весьма интересна. Однако есть и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикующиеся в России:

  • Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Синие, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества уже сотни лет является неотъемлемым атрибутом русской культуры.
  • Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись на металлических предметах быта. Трудно себе представить русский купеческий дом без красочного подноса или самовара. Нашему взору предстают на черном фоне целые произведения искусства - яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, они готовы слететь с нарисованных веточек.
  • Хохломская роспись. Также весьма узнаваемый русский промысел. Яркие золотистые листочки, рябиновые гроздья, спелые красные ягодки клубники, рябины, крыжовника на деревянной утвари нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
  • Городецкая роспись из городка Городец узнаваема благодаря своим позитивным фигуркам, изображающим простых русских людей. Игрушки и красочные человечки в нарядных сарафанах и рубахах всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
  • Федоскинская лаковая миниатюра - это веселое отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир кутежа, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо в центр народного гулянья.

Хохломская роспись

Ее два неотъемлемые элемента - дерево и «золото». Сегодня такая посуда - это, прежде всего, элементы декора. Удивительной красоты мебель, шкатулки, панно и картины тоже гармонично вписались в современные интерьеры наших квартир.

История хохломской росписи насчитывает не одну сотню лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как же появилось такое удивительное искусство в России?

Краткий экскурс в историю

Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как же простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий 17 век. Существовавшее в Поволжье одноименное село Хохлома стало ее родиной.

Поволжье - богатый лесами и живописными пейзажами край. Именно этот уникальный колорит стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.

История хохломской росписи неразрывно связана с другими ремеслами Поволжья. Этот край славился своей резьбой по дереву и изготовлением различных деревянных предметов. Знаменит он и иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды позаимствован у этих мастеров из технологии золочения рам для икон. Тогда умельцы использовали серебряный порошок, которым покрывали отдельные детали на своих творениях. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники, расписывая деревянную посуду.

Техника нанесения хохломской росписи достаточно сложная. Серебряный порошок впоследствии заменили на более доступный материал - олово. Роспись делали раньше и выполняют сейчас вручную стойкими красками, которые выдерживают термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем заполняется краской фон, по которому тонкой кистью выводят стебли цветков, ставят яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красными, черными, коричневыми и зелеными красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Лаком работу покрывают 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивают.

Этапы развития

Как отмечено выше, в Поволжье было множество мастеров. Их секреты предавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, зародившись в 17 веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие промыслов. Удачное расположение региона собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. "Золотая" посуда с красными ягодами расходилась очень быстро, ее популярность росла во всех регионах страны.

История развития хохломской росписи не обошлась и без легенды. Она повествует, что в 17 веке бежал из столицы в Хохлому славный мастер Андрей Лоскут. Он писал иконы, но после введения канонов патриарха Никона решил оставить стольный город, так как ему не нравились новые порядки. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат, чтобы те арестовали Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь его искусство.

Сперва в Хохломе и близлежащих селениях делали посуду не такую красочную и яркую, какую мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, который в процессе обработки становился «золотым», стоил очень дорого. Как правило, он наносился только в качестве окантовки изделий, так называемых, поясков. Объемность посуде придавали с помощью белил. В 19 веке научились делать золотистый фон из оловянного порошка. Этот материал стоил достаточно дешево. Поэтому его начали использовать для нанесения на все изделие. По нему рисовали всевозможные узоры. Белила применять перестали. В это время наметилось разделение труда. В одних селах заготавливали древесину, в других из нее вырезали предметы, а в третьих (в основном, в Хохломе) их раскрашивали, придавая конечный вид изделиям.

С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была вытеснена заводскими товарами, которые стоили гораздо дешевле. Возродилась хохломская роспись в 20-е годы прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали обработке дерева и нанесению рисунка. Мастера хохломской росписи не раз принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей всего мира утвердилось мнение о том, что на Руси живут талантливые люди.

Современность

Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодками и незамысловатыми ветками, так полюбилось русскому человеку, что сегодня популярно так же, как в прошлые времена. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном фоне или на золотистом. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосья, говорящие о богатстве родной земли. Делают нынче не только такую красивую посуду. На выставках мы можем видеть даже автомобили, расписанные хохломскими узорами.

Примеры работ

Историю хохломской росписи кратко можно рассмотреть в предметах быта, демонстрирующихся в музеях. Они дают ясное представление, как начинался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Всегда поражает воображение богатый ассортимент посуды. Нашему взору предстают расписные чашки и кружки, тарелки разных диаметров и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.

В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефона, на женских украшениях и разных предметах интерьера.

Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии нанесения любимого рисунка практически на любые предметы. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в "хохломском" стиле.

Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столики и стульчики, украшенные знакомым рисунком. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами "русского" интерьера.

Для детей

История возникновения хохломской росписи для детей весьма интересна. Незамысловатость и витиеватость элементов может быть очень познавательной для молодого поколения. Изучение основ народного мастерства с успехом осуществляется в кружках для детей. Малышам крайне интересно выводить яркие листочки и ягодки на черном фоне.

В росписи используется ряд элементов, которые развивают не только навыки рисования, но и фантазию маленьких художников. Орнаменты меняются. В итоге получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно расписывают предметы, что значительно интереснее для развития творчества.

История хохломской росписи для детей содержит пояснения, как раньше люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей они составляют узоры, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.

Заключение

За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала значительно разнообразнее. Замысловатые орнаменты и рисунки уникальны. Это наша история, наш отличительный знак. Красивая яркая посуда с хохломской росписью на современной кухне всегда уместна. Она создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.


Травный орнамент.


Узор листочки - стебельки и листики.


Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.


Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Павловопосадские шали и другие ремёсла отражают дух и традиции нашего народа. Сегодня интерес к этому виду искусства неустанно растёт. Хохломские игрушки, расписанная посуда и мебель становятся не только музейными экспонатами, но и органичной частью нашей жизни. О них и пойдёт речь сегодня.

Последователи иконописцев

Доподлинно не известно, как появилась хохломская роспись. По современным представлениям, промысел насчитывает уже более 300 лет. Появился он в Заволжье, там, где сейчас располагается территория Ковернинского района Горьковской области. Хохломские игрушки и кухонная утварь отличаются особым медово-золотистым цветом фона или деталей узора. Именно он делает роспись уникальной. Считается, что технология получения такого оттенка была взята мастерами у старообрядцев. Те умели придавать иконам золотистый блеск без использования драгоценного металла.

Технология

Независимо от того, что покрывает хохломская роспись: игрушки, посуду или мебель, — принцип окрашивания один и тот же. Деревянная заготовка покрывается грунтом и олифой, а затем натирается алюминиевым порошком. Раньше вместо него использовалось олово, однако, современные технологии позволяют производить алюминий в большом количестве, а потому именно его теперь применяют в процессе создания хохломской утвари. Покрытое металлическим порошком изделие расписывают. Затем его снова покрываю олифой и двумя слоями лака, после чего заготовка отправляется в печь. Оттуда расписанные предметы выходят уже золотыми. Под воздействием высокой температуры специальное покрытие меняет цвет изделия, а металлический слой придаёт характерный блеск.

Красивые и крепкие

Цвет, характерный для хохломы, получается благодаря особому составу, покрывающему узор. Однако ценность таких изделий не только в их красоте. Лак, защищающий роспись, отличается особой стойкостью. Ему не страшна ни высокая температура, ни механическое воздействие. Хохломские игрушки можно спокойно давать малышам. Даже если дети решат искупать их в ледяной воде, с росписью ничего не случится. То же касается и посуды: чашки, тарелки, кувшины и ложки, покрытые хохломой, не боятся ни кипятка, ни холода.

Хохломская игрушка: история

Конечно, в первую очередь хохломой покрывали посуду и предметы интерьера. В XVII веке, когда, как считается, появился этот оловянный порошок стоил дорого, а потому и изделия выходили не каждому по карману. Однако постепенно появилась и хохломская игрушка. Рисунки с использованием традиционных элементов начали украшать маленькие фигурки животных и людей.

Чаще всего игрушки делали из дерева. Живой материал хорошо поддавался обработке и стоил относительно недорого. Для изготовления своего товара мастера-игрушечники использовали берёзу, осину, сосну и липу. От области к области предпочтения ремесленников менялись в зависимости от распространённости той или иной породы дерева. Из инструментов для изготовления игрушек использовались топор и нож, иногда долото.

Семёновская хохлома

Конечно, разговор о народной игрушке будет неполным, если не вспомнить о матрёшке. Для многих может стать неожиданным открытием история её возникновения. Матрёшка пришла в Россию в конце XIX века из... Японии. Прообразом её был индийский патриарх Джарма, который, по приданию, провёл в посте и медитации девять долгих лет, в результате чего у него отвалились и руки, и ноги. Стойкость мудреца уважалась и в Японии, где его почитали богом и называли Дарумой. Многочисленные статуэтки изображали его без рук и ног. Постепенно появилась традиция одну мини-скульптуру вкладывать в другую — и так до семи «слоёв».

Сувенир получил название Фукуруму и в таком виде попал в Россию. Увидев его, художник Сергей Малютин вдохновился на создание новой игрушки. Вместо старика без рук и ног, он изобразил краснощёкую красавицу в платке. Так и появилась матрёшка. Постепенно традиция изготавливать такую игрушку добралась до города Семёнова и там осталась. Мастера здесь делают и расписывают матрёшек и сегодня. Часто для украшения игрушек используется так называемая семёновская хохлома. От традиционной её отличают крупные и яркие цветы, немного иная цветовая гамма.

Хохлома сегодня

Народные ремёсла и традиции в наше время интересуют не только историков. К ним обращаются самые разные мастера: от простых рукодельниц до именитых модельеров и дизайнеров. Благодаря бурному развитию информационных технологий сегодня достаточно просто найти материал по теме. И на вопрос, как нарисовать хохломскую игрушку, вы легко отыщите правильный ответ. Развивается и ремесленный туризм, когда мастера едут на родину того или иного вида искусства и учатся ему непосредственно у хранителей традиций.

Хохломские игрушки по-прежнему радуют детей, любящих всё яркое и необычное. Многие педагоги с целью развить у своих учеников художественные способности и вызвать интерес к традиционной культуре проводят занятия, обучающие приёмам хохломы. Знают и уважают этот вид росписи и заграницей. Туристы из разных стран, возвращаясь домой, привозят в подарок домашним матрёшки, кухонную утварь и даже мебель, покрытую хохломской росписью. Сейчас можно с уверенностью сказать, что этот вид народного творчества нашёл свою нишу в современном мире и ещё не одно поколение будет вдохновляться его сочными узорами.

Роспись хохлома - старинный народный промысел, которому около 300 лет. Название свое он получил от одноименного села в Кавернинском районе, расположенном на севере Нижегородской области.

«Хохлома, хохлома, наше чудо дивное!»

Известное в наше время всему миру историческое село Хохлома, получившее название от небольшой протекающей здесь речки, с XVII века славилось своей самой большой в Заволжье торговой площадью, каменными лабазами и лакированной особым способом утварью и посудой, центром продаж которых и являлось. Свезенный сюда из окрестных сел товар, известный своим уникальным производством, рассредоточивался далеко за пределами этой местности. Специфический, присущий только этому месту узор, нанесенный на изделия особым способом, стал называться хохломской росписью, или просто хохломой. Название вошло в поговорки и пословицы. Исконно русский промысел дополняет перечень ремесел, делающих культуру России богатой, неповторимой и уникальной, становится в один ряд с палехом, гжелью, жостовской и городецкой росписями, коклюшечными кружевами.

Мастерство старообрядцев

Роспись хохлома имеет свою историю возникновения, свои мифы и легенды. Этот промысел тесно связывают со старообрядцами. По некоторым версиям, «утеклецы» - люди, бежавшие от реформ Никона и последовавшего за нововведениями террора, обосновались в диких, безлюдных лесных местах в окрестностях Нижнего Новгорода. По одной из легенд загадочный старец пришел в керженские леса и основал в них первый скит. С собой беглецы принесли не только старую веру, но и свои умения и навыки. Мастерство оформления книг и написания икон, приемы, присущие только старообрядцам (например «мастерство тонкой кисти») переплелись с традициями местных заволжских мастеров. Многие считают, что секрет изготовления золотой посуды в эти края завезли именно «утеклецы» в XVII веке. Однако есть мнение, что роспись хохлома была известна и в более ранний период, и что заслуга в ее появлении принадлежит исключительно местным посудных дел мастерам.

Легенды хохломы

Кем точно изобретено умение производить «золотую посуду» без применения драгоценного металла, не установлено. По одной из легенд, это был беглый иконописец Андрей Лоскут. Чтобы не попасть в руки посланных за ним лично Никоном солдат, умелец сжег себя, передав предварительно свои умения местным жителям. Яркие краски, которыми славится роспись хохлома - память о подвижнике, в них проглядывает душа народного умельца. По другой легенде, сам царь пожелал иметь у себя на службе мастера из заволжских лесов, который мог изготавливать сказочную посуду, и тоже послал солдат. Но этот миф подобрее - кудесник исчез, но, как и Андрей Лоскут, передал свои умения жителям окрестных сел. А какие это села, вошедшие в историю народных промыслов России? Самые известные из них - Большие и Малые Безделки, Хрящи и Глибино, Мокушино и Шабаши. В каждом из них производились изделия, общее название которым - хохлома. Роспись в каждом селе имела свои отличительные черты, свои «штучки». Сейчас село Ковернино считается родиной хохломы.

«Хохломской куст»

Это удивительное искусство очень своеобразно. Роспись придает легкой деревянной посуде видимость тяжелых золотых изделий. Сама же утварь, несмотря на то, что изготовлена из дерева, жароустойчива и очень вынослива в эксплуатации.

Внешняя красота, выносливость сделали ее очень востребованной. Находящийся неподалеку Троице-Сергиев монастырь скупал изделия оптом. На него работали, по документальному свидетельству, кроме сел Хохлома и Скоробогатово, около 80 населенных пунктов, расположенных по берегам речек Узол и Керженец. Оптовому закупщику и торговать товаром дальше было легче. Этому способствовала и близость Волги - крупнейшего торгового пути того времени.

Специфическая технология производства

Хохлома - роспись по дереву, имеющая очень интересную технику изготовления. Из непросушенных чураков или баклуш выстругивались изделия нужной конфигурации. Назывались они «белье», которое затем сушилось, и уже потом грунтовалось жидкой глиной. Мастера называли ее вапой. Конечно же, каждое село имело свои хитрости - кто-то добавлял в глину мел, кто-то мучной клей. Свои приемы существовали на каждой стадии изготовления. Прошедшее грунтовку изделие покрывалось несколькими слоями льняного масла с промежуточными просушками. В течение дня изделия 3-4 раза покрывались олифой, которая наносилась только вручную специальными тампонами из кожи животного, чаще всего телячьей. Именно от этой стадии в дальнейшем зависела прочность росписи. После последней легкой просушки (до стадии «небольшого отлипа»), начинался процесс лужения. Нанесенный тампоном и втертый алюминиевый порошок прочно закреплялся на липкой поверхности.

«Хохломская роспись - алых ягод роспись»

Следующий этап - собственно «роспись под хохлому», которая производится только масляными красками. Киноварь и сажа (красное и черное) - визитные карточки этой росписи.

Допускаются, конечно, в небольших количествах, исключительно для оживления узора, и такие цвета, как коричневый, желтый, оранжевый, светло-зеленый. Обязательным условием является роспись беличьими кисточками, обеспечивающими максимальную тонкость линий. Раскрашенные изделия обязательно покрываются специальным лаком в 4-5 слоев и уже потом обжигаются в течение 4-5 часов при температуре 150-180 градусов. Именно этот финальный обжиг, придающий лаку медовый оттенок, а находящемуся под ним алюминиевому порошку цвет и блеск золота, является изюминкой процесса. Необходимо отметить, что дерево для росписи бралось из местных сортов - липа, береза, ясень.

Характерные орнаменты

Существует два присущих только этой росписи вида письма - верховое и фоновое. Каждому из них присущи свои орнаменты. Отличаются эти виды в первую очередь тем, что при верховом письме черные, красные и другие рисунки получаются в конце нанесенными на золотой фон. А при «фоновом» наоборот - золотой орнамент нанесен на черный или красный фон. Рисунками, характерными для верхового письма, являются «травная роспись», «под листок», «под травку» и «под пряник». Бывает и «под ягодку». А при фоновом письме применяются два вида орнамента - «под фон» и «кудрина»

Каждый орнамент имеет свою специфику, историю и хитрости нанесения, которые все вместе и делают узнаваемой и характерной роспись, известную под названием «хохлома». Роспись для детей присуща любому промыслу. Изделия из глины имеют отдельные направления, известные как «детские игрушки», например дымковская или каргопольская. В хохломской росписи такого отдельного направления не было. Но, конечно же, мастера в каждой деревне расписывали игрушки для своих детей. И детскую посуду, и, очевидно, существовали более крупные формы, как стульчик или колыбелька, а если верить стихам, расписывались «под хохлому» и полати, и столы. Конечно же, современное производство пользуется всеми достижениями науки и техники, что помогает достигать в этом промысле новых вершин.

Самобытное искусство России

Как уже отмечалось, искусство заволжских мастеров входит в самую популярную тройку народных промыслов направления «роспись» - гжель, хохлома, палех. Но, гжель - производство и роспись керамических изделий. «Гжельский куст» - район, объединяющий 27 деревень, расположенных в 60 км от Москвы, жители которых издавна занимаются этим ремеслом. Палехская лаковая миниатюра тоже получила свое название по населенному пункту, расположенному в сердце России. Судьба у этих промыслов схожая - так проявлялись русские таланты. Но если роспись по керамике - это гжель, то роспись по дереву - хохлома и палех.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх