Реформа ООН — жизненно важное требование. От критики к делу: как Трамп предпринимает попытки реформировать ООН

По реформированию ООН. Начало обсуждения проекта прошло сегодня в штаб-квартире организации в Нью-Йорке с выступлений Трампа и Генерального секретаря ООН .

«Буду честен с вами — я действительно вижу большой потенциал ООН. Организация оказалась очень успешным проектом. Я хотел бы поблагодарить генерального секретаря Антониу Гутерриша за то, что он к нам присоединился и остается приверженным реформе ООН», — сказал Трамп в своей речи 18 сентября.

По его словам, США также поддерживают старания генсека «провести ревизию всей системы и поиск способов улучшения ООН». Однако, глава Белого дома отметил, что «в последние годы ООН не полностью раскрывает свой потенциал из-за бюрократии и плохого управления», сообщает .

«При этом бюджет ООН увеличился на 140%, а число сотрудников возросло более чем в два раза с 2000 года. Мы не видим результатов, соответствующих этим инвестициям.

Но я знаю, что при генсеке (Гутеррише) ситуация меняется, и меняется быстро, и мы видим это. Поэтому мы высоко ценим генерального секретаря и его призыв — больше заботиться о людях и меньше — о бюрократии», — сказал Трамп.

Гутерриш указал, что требуются усилия для изменения «раздробленных структур» и «византийских процедур» в ООН и ее превращения в более «поворотливую и эффективную, гибкую и действенную» глобальную организацию. Он также отметил, что ООН с целью своего укрепления добивается прогресса по широкой и смелой повестке реформ.

На следующий день американский лидер выступит уже перед всеми 193 делегатами стран ООН на открытии . 20 сентября состоится заседание по реформе миротворческих операций, которое будет возглавляться премьер-министром Эфиопии Хайлемариамом Десалегном, сообщает .

«Мы поддерживаем Генерального секретаря в его намерении внести конкретные изменения в систему ООН, чтобы лучше согласовать свою работу по гуманитарным миссиям, разработке и поддержанию мирных инициатив», — говорится в проекте политической декларации.

Также, в документе содержится предложение сократить дублирующие друг друга в плане выполняемых функций должности и даже целые подразделения организации. Всего декларация включает 10 пунктов. В целом, по словам экспертов, документ направлен на усиление подотчетности ООН в своих решениях.

Сегодня же стало известно, что Россия не участвует во встрече по реформе ООН. Как заявил замглавы Геннадий , Москва поддерживает вопрос о реформе ООН, но выступает с других позиций, нежели Вашингтон.

«Это неформальная неофициальная встреча, она была организована для группы государств, которые поддерживают документ, подготовленный США», — добавил дипломат.

Он подчеркнул, что Москва выступает за реформу ООН, но она должна быть всеобъемлющей.

«Все решения, которые связаны с реформой, должны приниматься государствами-членами в ходе межправительственного диалога», — пояснил Гатилов.

По его словам, обсуждаемые предложения по реформе ООН — «это инициатива отдельного государства».

Двум днями ранее постоянный представитель России при ООН сообщил, что Москва, возможно, не будет визировать декларацию о реформе организации, предложенную президентом США Дональдом Трампом.

«Не уверен, что мы подпишем эту декларацию», — сказал дипломат, пояснив, что хотя многие из предложенных Вашингтоном идей соответствуют тому, что выдвигал генсек всемирной организации, «декларацией реформу ООН не проведешь и ООН не изменишь».

Постпред подчеркнул, что ООН необходимо реформировать в результате межправительственного процесса, а документ, подготовленный США является декларацией стран, которые придерживаются схожих взглядов на реформу ООН, тогда как это должна быть инструкция для генерального секретаря организации.

Ранее Небензя рассказывал о том, что ООН занимается очень широким кругом проблем, беспокоящих международное сообщество, но при этом — он отметил — организация не нуждается в радикальном реформировании.

Трамп критиковал не только ООН в целом, но и ее учреждения. Так, в своем резком письме , которое следит за соблюдением Ираном соглашения по ядерной программе, Трамп указал, что США могут выйти из договора, если он не будет надлежащим образом контролироваться.

«Мы не примем слабо контролируемую или недостаточно контролируемую сделку», — говорится в сообщении американского лидера.

Американский президент намерен реформировать ООН. Для этого Дональд Трамп собирает «группу поддержки» среди членов организации. Те политики, которые поставят свою подпись под декларацией о реформировании Организации Объединённых Наций, получат приглашение на встречу с главой Белого дома. По мнению экспертов, Трамп рассчитывает нарастить влияние США в ООН - американских политиков раздражает неподконтрольность организации. Какова вероятность реализации реформаторских планов Трампа, разбирался RT.

  • Reuters

Дональд Трамп перешёл от критики ООН к попыткам реформировать организацию. 18 сентября американский президент планирует собрать в нью-йоркской штаб-квартире ООН саммит мировых лидеров по вопросам перестройки работы международной организации, сообщает Reuters. При этом, чтобы получить приглашение на встречу, политики должны будут сначала подписать декларацию, обращённую к генсеку ООН Антониу Гутеррешу. Документ включает десять пунктов и призывает начать «эффективную и целесообразную реформу» Организации Объединённых Наций.

«Мы поддерживаем генерального секретаря в деле внесения конкретных изменений в структуру ООН с целью лучше согласовывать свою работу по гуманитарной помощи, развитию и поддержанию мирных инициатив», — говорится в декларации.

По предварительной информации, документ наряду с прочими мерами предлагает сокращение штатных единиц организации, в том числе среди её основных органов.

Саммит запланирован на день, предшествующий первому выступлению Дональда Трампа на 72-й сессии Генассамблеи ООН. Американский лидер явно рассчитывает укрепить свои позиции в организации, заранее заручившись подписями ряда мировых лидеров.

Отметим, в субботу стало известно, что президент России Владимир Путин, как и в прошлом году, не планирует принимать участия в сессии Генеральной ассамблеи ООН.

  • Заседание ООН
  • globallookpress.com
  • Albin Lohr-Jones/ZUMAPRESS.com

Дональд Трамп давно демонстрирует недовольство ООН. В конце 2016 года политик упрекнул организацию в неиспользовании её огромного потенциала в решении мировых проблем.

«ООН имеет огромный потенциал, но сейчас это просто клуб, где люди могут собраться, поболтать и хорошо провести время. Это так печально!» — написал Трамп в своём Twitter.

В Белом доме считают, что траты на содержание структуры ООН не соответствуют результатам её работы. Уже в январе 2017 года администрация Трампа приступила к подготовке постановлений, предусматривающих сокращение финансирования ряда учреждений ООН. По сведениям The New York Times, Вашингтон намеревался свернуть финансирование международных структур, которые ранее предоставили статус полноправного члена Палестинской национальной администрации и Организации освобождения Палестины.

В проекте федерального бюджета США на 2018 год, представленного администрацией Белого дома в мае, расходы на миротворческие миссии ООН урезаны на $1 млрд, общий размер взносов в бюджеты международных организаций сокращён на 44%.

Как заявила постпред США при ООН Никки Хейли, Вашингтон намерен добиться реформирования всех миротворческих миссий организации.

Ранее критике Дональда Трампа подвергся Совбез ООН: американский лидер был разочарован тем, что структура никак не отреагировала на применение сирийскими властями химического оружия. Об этом политик заявил в апреле, в ходе рабочего обеда с послами Совета Безопасности ООН.

Без санкций ООН

Напомним, на протяжении последних лет Вашингтон не раз обвинял Дамаск в применении запрещённого химического оружия, но так и не смог предоставить доказательств в пользу своей версии. 4 апреля 2017 года в мировой прессе появились сообщения о химической атаке в сирийском городе Хан-Шейхун (провинция Идлиб), послужившей причиной гибели десятков мирных жителей.

  • Ракетный удар по авиабазе Эш-Шайрат
  • globallookpress.com
  • Robert S. Price/Robert S. Price/CNP/AdMedia

Несмотря на противоречивость поступающих сведений, а также на то, что единственным источником информации выступила неоднократно дискредитировавшая себя структура «Белые каски», Вашингтон поспешил обвинить в преступлении Дамаск.

Кроме того, под предлогом причастности сирийских властей к химатаке Пентагон нанёс массированный ракетный удар по базе ВВС республики в Шайрате. При этом до сих пор Вашингтон не представил никаких доказательств виновности Дамаска.

Как известно, военное вторжение в Ирак было осуществлено также под предлогом наличия в стране оружия массового поражения. Правда, впоследствии выяснилось, что большая часть данных о разработке биологического оружия в Ираке была сфальсифицирована.

Так или иначе, но военная операция США и союзников в Ираке была начата в нарушение устава ООН. Совбез организации не санкционировал применение силы против Багдада. Так же Вашингтон действует и в Сирии — ни официальный Дамаск, ни международные структуры не санкционировали американское военное присутствие в САР.

По сути, действия Пентагона в этой стране являются нарушением норм международного права. К тому же американские военные придерживаются очень жёсткой тактики: в результате их боевых действий гибнут не только террористы из ИГ*, но и множество мирных жителей.

В июне 2017 года независимая международная комиссия по расследованиям в Сирии, входящая в структуру ООН,обвинила Вашингтон в массовой гибели мирных жителей сирийской Ракки.

Как отметил глава комиссии Паулу Сержиу Пинейру, в результате авиаударов ВВС США гибнут сотнижителей региона. Коалиция, штурмующая Ракку, не заботится об организации гуманитарных коридоров для эвакуации мирного населения, подвергая город ковровым бомбардировкам.

Ситуацию усугубляет применение США фосфорных бомб — использование зажигательных снарядов неизменно приводит к многочисленным жертвам среди населения. Большинство стран — участниц ООН поддерживают запрет боеприпасов такого типа.

  • Нови-Сад во время бомбардировки
  • Wikimedia Commons

Схожим образом Вашингтон действовал и во время югославской кампании. Силы НАТО приступили к бомбардировкам без санкции Совбеза ООН. По мнению экспертов, этот шаг следует расценивать как нарушение устава организации и норм международного права.

В оппозиции

В последние годы призывы реформировать ООН звучат всё чаще. В большинстве случаев инициатива касается расширения Совета Безопасности организации за счёт как постоянных, так и не постоянных членов. В частности, такое требование выдвигает Индия: в Нью-Дели уверены, что расширенный состав Совбеза должен включать не менее 25-26 членов. Схожей точки зрения придерживаются власти Германии, Японии, Казахстана и других государств.

Впрочем, государства — постоянные участники Совбеза (КНР, Россия, США, Великобритания и Франция) реагируют на подобные предложения достаточно прохладно. По словам экспертов, Вашингтон на долгие годы самоустранился от организационной повестки ООН и просто игнорировал её решения.

Одновременно в ООН росло влияние политических оппонентов Вашингтона. Вероятно, Дональд Трамп не хочет мириться с положением, при котором США вносят немалые средства на содержание организации, но при этом не могут её контролировать.

«Хотя именно США являются одним из государств — основателей ООН, многие американские президенты считали впоследствии, что организация только связывает руки США. Вашингтон, конечно, раздражает, что на содержание ООН направляются большие средства из американского бюджета, а организация между тем придерживается нейтральной, а не проамериканской позиции», — отметил в интервью RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулёв.

Похожей точки зрения придерживается и доцент кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Иван Цветков. По словам эксперта, в последние десятилетия США всячески принижали роль ООН: не платили вовремя взносы и в ряде случаев действовали, не спрашивая мнения организации.

  • Запуск КР «Томагавк» с корабля в Адриатике. 31 марта 1999 года
  • Reuters
  • Wikimedia Commons

«Известно, что Россия, Китай, Индия в последние годы старались, напротив, укрепить роль ООН, — пояснил эксперт в интервью RT. — Но, возможно, Трамп хочет начать использовать ООН в качестве инструмента своей внешней политики. Не исключено, что речь идёт о попытке перехватить инициативу: Трамп пытается включить ООН в американскую паутину внешнеполитических связей».

Как отметил Юрий Рогулёв, последняя инициатива Трампа более всего похожа на попытку навязать своё мнение.

«Он не хочет обсуждать содержание декларации с мировыми лидерами, а рассчитывает, что они заранее согласятся с ней. Фактически Трамп выступает против международного обсуждения проблемы, вместо этого навязывая некий сугубо американский план», — полагает эксперт.

Если Белый дом не сможет привлечь на свою сторону значительное число мировых лидеров, это ударит по имиджу Дональда Трампа внутри страны, считают эксперты. Ставка, которую сделал американский президент, довольно рискованна, а вариант реформы ООН, предлагаемый Вашингтоном, вряд ли будет утверждён.

«Очевидно, что американский проект реформирования ООН в штыки воспримут в Москве, Пекине и, вероятно, даже в Европе. Сейчас далеко не лучший момент для подобных инициатив, особенно учитывая негативный имидж США в миротворческой сфере. У Вашингтона сегодня нет для этого ресурсов. Напротив, ООН сегодня является едва ли не единственной глобальной площадкой, где сильны антиамериканские настроения и велик вес оппонентов США. Конечно, сложившаяся ситуация раздражает американские власти, но вернуть ООН под свой контроль США уже не смогут», — подытожил Иван Цветков.

*«Исламское государство» (ИГ) — террористическая организация, запрещённая на территории России

ООН — международная организация, созданная для того, чтобы человечество больше никогда не столкнулось с ужасами мировых войн, таких как Вторая мировая. Миссия ООН — обеспечение мира и безопасности во всем мире. Устав ООН был принят 26-го июня 1945 года, и с 24-го октября организация начала свою деятельность. Однако то, что сегодня происходит на международной арене, идет вразрез с идеями и принципами ООН.

Из-за интриг и вмешательства США и их союзников, существующих за счет войн и агрессии, в мире повсюду происходят трагические события. Международное сообщество крайне обеспокоено существующим порочным кругом мести и террора в странах Ближнего Востока, в частности в Сирии и Афганистане.

Корейские полуостров — место, где существует наибольший риск полномасштабной войны.

За последние годы США ввезли на Корейский полуостров многочисленное ядерное стратегическое оборудование, способное спровоцировать Корейскую войну, а также перешли все границы, начав масштабные морские военные учения, вступив в сговор с южнокорейскими марионетками.

Из-за безрассудных проделок Америки, стремящейся задавить нашу страну, КНДР существует в ситуации, когда в любой момент может начаться ядерная война.

Но еще более тяжелым и важным фактом является то, что в случае необходимости США приведут на Корейский полуостров всех своих союзников, включая страны НАТО, Австралию и, конечно, Японию. В случае если на Корейском полуострове начнется война, в которой столкнутся интересы морских и континентальных держав, таких как США, Япония и Австралия, она может привести к мировой войне, которая уничтожит нашу планету.

Отнюдь неслучайно военные эксперты обеспокоены тем, что на Корейском полуострове может начаться Третья мировая война.

Как показывает реальность, во многих частях мира продолжаются войны и конфликты. Многие потакают силам, отрицающим принцип суверенного равенства в международных отношениях.

Причина в том, что Совет Безопасности, обладающий самыми широкими правами и наибольшим грузом ответственности в ООН, не выполняет свою прямую миссию и функции.

Контекст

Россия не поможет Америке с КНДР

Foreign Policy 29.09.2017

Американский привет для кимовских ракет

Хуаньцю шибао 27.09.2017

Как Китай и Россия ответят Трампу в ООН?

The Wall Street Journal 19.09.2017
Очень важно обеспечить беспристрастность в деятельности Совета Безопасности ООН, чтобы он имел возможность выполнять свои обязанности по обеспечению мира и безопасности. Однако СБ ООН открыто игнорирует принципы суверенитета, равенства и невмешательства во внутренние дела, проводя незаконные «резолюции», оправдывающие и легитимизирующие политику мирового господства США.

Примером могут служить неправомерные «резолюции о санкциях» в отношении КНДР. США, назвав наши меры по укреплению самообороны «угрозой международному миру и безопасности», приведя в действие механизм голосования ООН, приняли ряд резолюций о санкциях, нацеленных на то, чтобы полностью остановить экономическое развитие КНДР и повышение уровня жизни нашего народа. США под прикрытием ООН стремятся связать нам руки и ноги, чтобы изолировать, задавить и завоевать нашу Республику.

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций обеспокоен нашими действиями по защите суверенитета страны и достоинства нации, а также развитием нашей экономики, но при этом хранит абсолютное молчание по поводу шумных американских репетиций ядерной войны, которые угрожают миру и безопасности Корейского полуострова.

Совбез ООН не осуждает выступление Трампа, в котором он безжалостно пообещал «полное уничтожение» КНДР, не осуждает и постоянно возрастающее военное давление со стороны мирового сообщества на нашу Республику, и совместные военные учения южнокорейских марионеток и США.

Это свидетельствует о том, что Совбез ООН стал средством достижения господства одного конкретного государства. Совбез ООН, следуя логике США, принимает решения исходя из того, кто совершил действие, а не из того, какое именно действие было совершено; легитимность и нелегитимность определяются исходя из различий в политических системах.

Это вызов стремлениям и надеждам человечества на то, что ООН станет справедливой международной организацией, гарантирующей международный мир и безопасность.

Если США смогут под покровительством ООН реализовать свои амбиции и завоевать мировое господство, справедливость и правосудие в международных отношениях будут искоренены, и война поглотит многие суверенные государства.

Необходимо как можно скорее реформировать ООН, чтобы установить новый справедливый международный порядок после того, как планета избавится от угрозы надвигающейся войны.

Окончательное решение по важным международным вопросам должно быть поддержано Генеральной Ассамблеей ООН, представляющей мнение большинства стран-участниц. Генассамблея ООН отвечает за общую деятельность ООН, и она должна обладать правом выносить решения по резолюциям Совбеза, которые оказывают серьезное воздействие на мир и безопасность, в частности санкции и применение силы.

Реформа СБ ООН — ключевой момент реформы ООН — является неотложной задачей.

Реформа Совбеза ООН должна осуществляться на основе принципов справедливости, объективности и полного обеспечения права развивающихся стран на представительство в его составе.

Когда СБ ООН будет решать все международные вопросы на основе принципов равенства и справедливости, в соответствии с чаяниями человечества жить в спокойном мире, будет достигнуто разумное развитие человеческого сообщества и международные мир и безопасность.

Будучи полноправным членом ООН, КНДР всегда прилагала и будет прилагать искренние усилия для обеспечения мира и безопасности во всем мире и развития дружеских отношений со всеми странами, уважающими ее суверенитет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Старая и обреченная на неопределенность проблема реформы Совета Безопасности ООН возникает в мировом информационном поле всякий раз, когда актуализируются вопросы войны и мира. В 2017 году Казахстан также выказал желание усовершенствовать работу одного из шести главных органов ООН. Но компромиссный рецепт реформы отсутствует, и шансы на его возникновение и применение в ближайшее время довольно призрачны.

В преддверии 72-й сессии Генассамблеи ООН, которая начнет свою работу 12 сентября, вновь слышны громкие звуки. Политики бьют в литавры, выдавая победные реляции о том, что реформа Совета Безопасности ООН давно назрела и перезрела. Что там говорить, деятельность ООН в целом вызывает множество нареканий. Реформирования этой организации хотят многие страны, но их версии трудно согласуются между собой. Но важнее даже не это, а то, что даже если перемены состоятся, совсем не факт, что результат окажется более эффективным.

В начале сентября СМИ сообщили о том, что президент США Дональд Трамп собирается встретиться с мировыми лидерами для обсуждения реформы ООН, которая, по его словам, представляет собой «клуб людей, собирающихся, чтобы поговорить и хорошо провести время». Встреча запланирована в штаб-квартире ООН на 18 сентября, за сутки до выступления американского президента на сессии Генассамблеи. При этом сообщается, что одного из мировых лидеров - президента Российской Федерации Владимира Путина - на этой встрече ожидать не стоит. Журналисты ссылаются на некий документ из 10 пунктов, среди которых призыв к Генсеку ООН Антониу Гутеррешу «начать эффективную и целесообразную реформу» организации.​ Д. Трамп не в первый раз выражает публичное недовольство работой ООН, к тому же ему не нравится высокая, по его мнению, доля США в бюджете организации (примерно 22%).

Вскоре, 5 сентября, и главы стран БРИКС призвали к проведению реформы ООН, включая Совет Безопасности, с целью повышения представительства развивающихся стран. В принятой 43-страничной декларации заявлено о том, что страны БРИКС выступают за «необходимость всеобъемлющей реформы», которая «поможет повысить представительность, эффективность и действенность данных структур, а также более широко представит в них развивающиеся страны, для надлежащего реагирования на глобальные вызовы».

Между тем призывы к всеобъемлющей реформе ООН начались сразу после развала СССР и, соответственно, окончания холодной войны. Архитектоника международных отношений поменялась. Была создана даже рабочая группа по проведению реформы. С тех пор прошло 25 лет, а воз и ныне там.

Правда, стоит отметить, что в 1960-х годах реформу Совбеза протащить удалось - тогда число его непостоянных членов было увеличено с 6 до 10, чтобы отобразить количественный рост стран-участниц ООН (на тот момент - 117 государств) после «парада независимостей» бывших колоний. Таким образом, Совет Безопасности стал состоять из 15 членов. Сегодня в ООН входят 193 государства. Логично предположить, что и состав Совбеза должен расшириться с учетом меняющейся географии проживания населения на планете, распространения религий, а также ограничения права вето, имеющегося у пяти постоянных членов. На членство в органе претендует большое количество высокоразвитых стран, вроде Германии и Японии. Та же Индия, в которой проживает более 1,3 млрд. человек, считает, что она имеет право на участие в решении мировых проблем безопасности.

Но вряд ли пятерка постояльцев откажется от сохранения status quo. Кроме того, как известно, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, на Совбез возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При этом правила ООН свидетельствуют, что изменение состава «правящей пятерки» предполагает изменение Устава ООН, для чего потребуется поддержка двух третей Генеральной Ассамблеи, включая страны самой пятерки. Понятно, что это является серьезным препятствием. Поэтому более реалистично глядеть на реформаторские потуги с точки зрения «работает - не трогай». Как бы там ни было, а Совбез и ООН существуют уже 72 года и добиваются определенных результатов. И престижа своего, несмотря на критику, не растеряли. В определенном смысле это теневое мировое правительство. Нельзя не учитывать военный потенциал данного органа и миротворческие силы, который находятся под крылом Совбеза.

Например, за места непостоянного члена Совбеза идет нешуточная конкуренция между странами, подающими свои заявки заранее, за несколько лет. Ведь двухгодичное членство в Совбезе, пусть и не дает возможности накладывать вето на резолюции, а также предполагает некоторые другие структурные ограничения, зато повышает узнаваемость и престиж той или иной страны на международном уровне. Также это подразумевает обретение права на введение санкций, проведение военных операций и операций по поддержанию мира.

В нынешнем году в очередной серии, посвященной борьбе за реформы ООН, появился новый игрок, причем не желающий выступать статистом. Это Казахстан, охотно стремящийся на протяжении многих лет к успеху на мировой дипломатической арене. Казахстан избран непостоянным членом Совбеза по географическому принципу от Азиатско-Тихоокеанской группы государств на 2017-2018 гг., что подается в казахстанских СМИ никак не меньше чем триумф казахстанской дипломатии. «Избрание в Совбез ООН подтвердило большое уважение, которым в международном сообществе пользуется миролюбивая конструктивная внешняя и внутренняя политика нашей страны и президента Нурсултана Назарбаева», - говорилось в сообщении казахстанского МИД.

Это, действительно, успех для республики. Казахстан - не первая страна постсоветского пространства, которая получила место непостоянного члена Совбеза. Однако более 60 государств - членов ООН так никогда и не избирались в него. Зато РК - первое государство Центральной Азии, удостоившееся этого статуса. Учитывая то, что недалеко расположен Афганистан и никто не отменял теоретическую возможность конфликтов в регионе и приграничных столкновений, значимость казахстанского членства в Совбезе ООН как представителя Центрально-Азиатского региона очень высока.

Хочется надеяться, что Казахстан предложит реформирование СБ, потому что наша страна - и в этом было преимущество казахстанской заявки - не испытывает противоречий и сложностей ни с одним из постоянных членов Совбеза, а также действующих непостоянных членов органа, избираемых сроком на два года. Полагаю, что «неконфликтный путь» Казахстана приведет к тому, что к его мнению будут более внимательно прислушиваться.

Но сила позиции Казахстана заключается не только в этом. В современном мире остро стоит целый ряд вопросов, связанных с ядерным оружием и международной безопасностью. Нет консенсуса в вопросах ПРО и сокращения тактического ядерного оружия. Не решены проблемы нераспространения, а также усиления сотрудничества государств в области противодействия ядерному терроризму. Актуальна опасность использования двойных стандартов и, следовательно, потери доверия к мировому сообществу среди отдельных государств. Следовательно, разговоры о рисках ядерного конфликта вернулись в повестку дня. Об этом свидетельствует хотя бы недавнее наложение Совбезом ООН санкций на КНДР.

Казахстан эффектно позиционирует себя в мире как страна, добровольно отказавшаяся от ядерного оружия. Его предложения и стремление к «ядерной весне» были услышаны ключевыми игроками на международной арене. Манифест президента Казахстана «Мир. XXI век», озвученный на IV Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне в прошлом году, приобрел высокий статус официального документа двух основных органов ООН - Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

Казахстан по инициативе Н. Назарбаева предложил новый подход к устранению угрозы войны: разработать глобальный стратегический план на период до 2045 года - до 100-летней годовщины ООН. Цель инициативы заключается в том, чтобы обеспечить глобальное развитие на справедливых условиях, в которых все страны будут иметь равный доступ к поддающимся учету мировым инфраструктуре, ресурсам и рынкам.

Именно в нашей стране в Усть-Каменогорске на базе Ульбинского металлургического завода в конце августа было открыто здание банка низкообогащенного урана МАГАТЭ. «Для Казахстана это очень важное событие», - отметил Н. Назарбаев, подчеркнув, что РК выступает в качестве лидера глобального антиядерного движения. - Как государство, обладающее большими объемами ураносодержащего сырья, мы способствуем мирному использованию атомной энергии».

Работа в области ядерного разоружения будет являться одним из ключевых направлений деятельности Казахстана на посту непостоянного члена Совбеза ООН в 2017-2018 гг. Определены семь приоритетов работы, первый из которых непосредственно посвящен ядерному оружию. Он обозначен как «достижение мира, свободного от ядерного оружия».

Специфика Совбеза, где страны ядерной пятерки обладают правом вето, накладывает ограничения на частую актуализацию антиядерной тематики. Однако Казахстан намерен максимально использовать площадку СБ для продвижения своего видения ядерного разоружения и нераспространения. Страна активно участвует в работе Комитета по КНДР, чья ядерно-ракетная программа является серьезным вызовом, а также в работе Комитета по Ирану.

Стоит отметить и второй приоритет, заключающийся в предотвращении и полном устранении угрозы глобальной войны через снижение степени военного противостояния на разных уровнях. Руководствуясь манифестом «Мир. 21 век», Казахстан считает, что отказ от войн должен стать императивом межгосударственных отношений в XXI в. Это тем более актуально, что наблюдается эскалация насилия и нестабильности. По данным ООН, с 2008 г. количество конфликтов увеличилось почти в три раза, с усилением роли транснациональных сил. Численность перемещенных лиц в результате войн превышает 60 млн. человек, а объем гуманитарных потребностей на 2017 г. составляет 23 млрд. долларов.

При этом Казахстан уверен, что его миротворческий потенциал востребован в мире. Считается, например, что высоко оценивается роль страны в поиске путей урегулирования сирийского кризиса благодаря Астанинской переговорной площадке. Шестая международная встреча в Астане по деэскалации ситуации в Сирии пройдет 14-15 сентября.

Так что в стране на самом деле мало кого удивило, когда министр иностранных дел страны Кайрат Абдрахманов в конце августа в интервью газете «Казахстанская правда» заявил о том, что «Казахстан разделяет мнение большинства стран - членов ООН о том, что в своем нынешнем виде Совбез больше не отражает реалии нашего мира». Конечно, присоединение РК к странам, требующим реформы Совбеза ООН, совсем не революционное и вряд ли способно раскачать ситуацию. Это, по сути, подтверждает в том же интервью сам глава казахстанского МИД. «Не скроешь того факта, что в решающей степени прогресс в переговорах по реформе Совбеза и ООН в целом зависит от интересов пятерки постоянных членов Совбеза, для которых важно держать инициативу в своих руках», - заявил он.

Тем не менее к инициативам Казахстана, направленным на ответственный и последовательный путь к устойчивости мирового развития, в мире прислушиваются все чаще. Астана наверняка сумеет обернуть на пользу себе и миру как свои положительные черты, так и противоречия мировых держав, как это случилось на примере Сирии. Находиться в Совбезе ООН Казахстану еще почти полтора года, а в январе 2018 г. он будет в нем председательствовать.

___________________________

Фото https://express-k.kz/news/politika/fenomen_nazarbaeva-89377

Что Совет Безопасности ООН "уже не представляет мир сегодня", а право вето "стало инструментом, который используется слишком часто". При этом без реформы Совбеза не может быть полноценной реформы всей ООН, уверен генсек. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых предложениях по совершенствованию работы ООН, выдвинутых в разные годы.

Механизмы поиска и принятия решений

Необходимость в реформе продиктована изменениями реалий за 70 лет существования ООН, увеличением числа государств-членов (с 51 в 1945 году до 193 в настоящее время), выявлением недостатков функционирования ряда структур. Вопрос о модернизации организации обсуждался как в ходе международных форумов, так и на заседаниях руководящих органов ООН.

Еще в 1997 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997-2006) предложил план, в котором были сформулированы основные принципы реформы, направленной на оптимизацию работы организации. Для выработки предложений были созданы Специальная рабочая группа, Группа по операциям ООН в пользу мира, Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ("Группа мудрецов"). Они представили свои рекомендации по пересмотру существующих обязательств государств-членов; проведению масштабной институциональной реформы; увеличению объемов финансирования.

В 2002 году был разработан второй пакет реформ "Программа дальнейших преобразований", направленных на защиту прав человека, гуманитарной деятельности ООН и т. д. В 2005 году Аннан обнародовал доклад по реформированию ООН "В условиях большей свободы - к безопасности, развитию и соблюдению прав человека для всех", ставший основой для последующих дискуссий. Вступивший в должность генсека в январе 2007 года Пан Ги Мун (до 2017 года) инициировал межправительственные переговоры о выработке предложений по дальнейшему реформированию ООН.

Часть рекомендаций по улучшению работы организации уже реализована, по ряду проблем дискуссии продолжаются. Они ведутся по нескольким направлениям: функционирование агентств в системе ООН, реформа Генеральной Ассамблеи (ГА), расширение Совета Безопасности (СБ) и права вето, финансирование организации и миротворческих операций и т. д.

Для решения по всем вопросам реформы ООН при голосовании в Генеральной Ассамблее необходима поддержка 2/3 государств-членов. Кроме того, любое изменение Устава ООН для вступления в силу требует одобрения всеми постоянными членами СБ.

Реформа Секретариата и организаций в системе ООН

Реформа Секретариата ООН началась в 1997 году. Тогда в его структуре был образован Департамент по разоружению, а также была введена должность первого заместителя генерального секретаря ООН. В 2007 году масштабные изменения коснулись миротворческой деятельности - Департамент операций по поддержанию мира был разделен на две самостоятельные структуры, появился новый орган - Департамент полевой поддержки. В октябре 2014 года была образована независимая Группа высокого уровня по операциям в пользу мира. В настоящее время среди мер перестройки работы Секретариата рассматриваются предложения о расширении полномочий генерального секретаря.

Реформа коснулась и других организаций. Например, в 2005 году была учреждена Комиссия по мироустройству, в 2006 году Комиссию ООН по правам человека заменил более компактный и наделенный большими полномочиями Совет по правам человека. А в 2010 году была создана структура по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин - "ООН-женщины". В настоящее время государства-члены ООН прорабатывают вопрос о реформировании Международного суда.

Реформа Генассамблеи

Согласно уставу, Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН и форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов. При этом ее решения не обладают нормативной силой. В 2003 и 2004 годах Генассамблея приняла две резолюции (резолюции 58/126 от 19 декабря 2003 года и 58/316 от 1 июля 2004 года).

В них изложены конкретные меры по упорядочению работы ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов. Среди этих мер особо выделены: подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи, взаимодействие председателей Генассамблеи, Совбеза, Экономического и Социального Совета, рациональное использование средств финансирования.

Основные разногласия вызывает вопрос о будущем Совета Безопасности. В настоящее время это ключевой орган ООН, отвечающей за поддержание международного мира и безопасности. В его составе 15 членов. Пять постоянных членов - США, Великобритания, Россия, Франция и Китай - обладают правом вето. Непостоянные члены СБ избираются на двухлетний срок. Состав СБ расширялся лишь однажды - в 1963 году, когда количество членов СБ было увеличено с 11 до 15 за счет непостоянных членов. Причиной этой мини-реформы стало резкое увеличение членов ООН (с 51 до 113) и необходимость обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ (поправка к Уставу вступила в силу в 1965 году).

В следующий раз вопрос о расширении состава СБ был включен в повестку Генассамблеи в 1979 году, а в 1993 году ГА учредила рабочую группу для его рассмотрения. Результатом работы этой группы стала резолюция ГА 53/30 от 23 ноября 1998 года. Этот документ подтвердил важность достижения общего согласия и постановил "не принимать никакой резолюции и никакого решения по вопросу о справедливом представительстве в СБ и расширении его членского состава и по связанным с этим вопросам, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов ГА". Таким образом, эта резолюция исключила принятие скоропалительных решений и обеспечила взвешенный подход к решению проблемы.

В 2005 году два варианта реформы Совбеза предложил Кофи Аннан:

"План A" подразумевал увеличение числа участников до 24 за счет шести новых постоянных членов, плюс трех новых непостоянных членов.

"План B" заключался в создании восьми новых мест, которые будут переизбираться каждые четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24.

Сегодня все члены ООН разделяют мнение о необходимости реформирования СБ для придания большей эффективности его работе, но пока нет варианта, который устроил бы подавляющее большинство государств-членов. Так, "группа четырех" в составе Германии, Японии, Индии и Бразилии еще в 2005 году представила проект реформы СБ, в соответствии с которым число его постоянных членов должно увеличиться на шесть, а непостоянных - на четыре. При этом вопрос о праве вето они намерены поднять только через 15 лет после расширения СБ.

Другая группа - "Единство во имя согласия". В нее входят Италия, Алжир, Мексика, Канада, Пакистан, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Кения, Испания, Турция, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Они предлагают расширить состав Совета за счет еще 10 непостоянных членов и ограничить право вето постоянных членов.

Свой вариант реформы Совета представил Африканский союз. Он предусматривает увеличение членов СБ до 26 путем создания 11 дополнительных мест, шесть из которых постоянные, причем африканские страны претендуют на два таких места. Ключевым пунктом этого проекта является предоставление новым постоянным членам права вето.

Нет единства и среди постоянных членов СБ. Так Франция и Великобритания уже отказались от использования права вето в тех случаях, когда обсуждаемая СБ ООН резолюция касается особо серьезных случаев, например массовых преступлений, и призывают к этому других. Россия, США и Китай выступают за сохранение существующего права постоянных членов блокировать принятие определенных решений. При этом все постоянные члены СБ поддерживают идею расширения состава СБ до "чуть более 20 членов".

Помимо расширения численного состава СБ и права вето, широко обсуждается вопрос об активизации деятельности Военно-штабного комитета (в структуре СБ) и создания вооруженных сил ООН, рассматривается возможность введения мер, гарантирующих демократичность процесса принятия решений, таких как приглашение конфликтующих сторон для участия в заседаниях до принятия принципиально важных резолюций.

Проблемы финансирования

Регулярный бюджет ООН формируется за счет взносов государств-членов, которые помимо этого делают отчисления в бюджеты международных уголовных трибуналов для Руанды и бывшей Югославии, а также операций по поддержанию мира. В 2016-2017 годах бюджет составляет $5,4 млрд. Доля каждого государства высчитывается по утвержденной Генассамблеей формуле, исходя из среднего показателя ВВП за десятилетний период с учетом дохода на душу населения и внешней задолженности. Взнос США - самый большой - 22%, затем следуют Япония (9,7%), Китай (7,9%), Франция (4,9%), Великобритания (4,5%). Россия вносит сумму, равную 3% бюджета ООН, маленькие и неразвитые страны - по 0,001%.

Неравное участие в финансировании и постоянно возникающие споры между странами так или иначе влияют и на деятельность организации. Развитые страны (Германия, Япония и др.), доля финансирования которых превышает поступления от некоторых постоянных членов Совета Безопасности, требуют наделения их соответствующим статусом в СБ или снижения их доли за счет увеличения взносов постоянных членов совета.

США также выражают недовольство по поводу высоких взносов в бюджет ООН. Администрация Дональда Трампа намерена сократить финансирование организации за счет ряда реформационных мер. Президент уже направил в Конгресс США просьбу сократить или прекратить прямое финансирование ООН и аффилированных агентств, "чья миссия не продвигает внешнеполитические интересы США".

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх