Нефертари царица египетская читать. Прекрасная спутница нефертари

Ввиду того, что у нас на форуме Ассоциации возникла дискуссия о женах Рамсеса Великого, а площадка журнала куда удобнее для размещения старых материалов, предлагаю Вашему вниманию свою старую статью, которая была написана по мотивам моего выступления на одной из конференций ИВ РАН, посвященной юбилею М.Э. Матье и М.А. Коростовцева...

Нефертари. Фрагмент расписанного рельефа в гробнице Нефертари в Долине цариц. XIX династия. (с) фото - SCA

100-летию со дня рождения М. Э. Матье посвящается…

Труды Милицы Эдвиновны Матье, выдающегося российского востоковеда, посвященные мифологии и искусству древнего Египта имеют одну удивительную и редкую особенность: несмотря на десятилетия, прошедшие со времени их издания, они остаются поистине кладезем полезнейшей и оригинальной информации как для специалистов-египтологов, так и для всех интересующихся прошлым долины Нила. В своих фундаментальных искусствоведческих работах, которые до настоящего времени так и не были превзойдены в российской египтологии, М.Э. Матье, истинный историк по призванию, одновременно заложила основы глубокого исторического анализа наследия древнеегипетской цивилизации, сопряженного с источниковедением. Именно благодаря этому вниманию не только к письменным, но и к изобразительным источникам, М.Э.Матье порой высказывала во многом новаторские предположения, которые с течением времени подтверждались все новыми и новыми археологическими находками и исследованиями специалистов. В этой связи не стала исключением для интересов М.Э. Матье и древнеегипетская цивилизация второй половины Нового царства. В своих работах “Искусство Фив и Мемфиса времени XIX древнеегипетской династии” [i] и “Искусство древнего Египта” , она впервые в российской историографии высказала гипотезу о необходимости рассмотрения всей жизни Египта эпохи Рамессидов через призму контактов, взаимодействия и исконного противостояния двух крупнейших политических, религиозных и культурных центров страны – Мемфиса и Фив. Именно в этом ключе в настоящей статье мне хотелось бы сравнить биографии двух выдающихся женщин двора Рамсеса II – “великих супруг царских” Нефертари и Иситнофрет.

Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари “возлюбленная Мут”, считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в первый год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Некоторые ранние авторы считали, что Нефертари была сестрой Рамсеса II [v] , однако эта гипотеза абсолютно не подтверждается источниками. В титулатуре царицы отсутствует какое-либо указание на то, что она была дочерью царя; титул rt pat свидетельствовал лишь, что она принадлежала к кругу высшей придворной знати и, видимо, происходила из семьи, хорошо знакомой представителям царского дома. Истории известны лишь две женщины дома Рамсеса II, носившие титул “сестры царя” – это Тиа , супруг которой, также Тиа, был смотрителем Рамессеума, и Хенутмира, изображенная у ног колосса матери Рамсеса, царицы Туйи из собрания музея в Ватикане.

Сохранилось большое количество памятников связанных с царицей Нефертари. Она предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами – Бентанат и Меритамон. [x] Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе. Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея. Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя “неизвестной” царицы из Берлинского музея. Наконец, грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II . Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор.

После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1259 г. до н.э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой.

В 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию. Рамсеса и Нефертари сопровождали царевна Меритамон и “царский сын Куша” Хеканахт. Об этом событии повествует стела Хеканахта, высеченная в скалах рядом с храмами. Вельможа изображен подносящим дары царице, сидящей на троне. Это было последнее событие, связанное с именем рано умершей красавицы Нефертари.

В 1904 году Эрнесто Скьяпарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц и являющуюся самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам – разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов – хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Несмотря на всю скудность обнаруженного материала одна, на первый взгляд, совсем не примечательная находка вызвала нескончаемые дискуссии и гипотезы: известняковая, покрытая фаянсовой глазурью “пуговица” для опечатывания ларца или сундука, найденная в погребальной камере гробницы, носила на себе имя Эйе. Предпоследний царь XVIII династии, Эйе всей своей жизнью и карьерой был связан с наследием амарнской религиозной реформой и семьей фараона Эхнатона. Его супруга, Тейе, была кормилицей, а вероятно, и матерью царицы Нефертити, в то время как вторая (?) дочь, Мутноджемет имела статус придворной дамы и “сестры супруги царской” при Эхнатоне, а, кроме того, впоследствии стала женой последнего царя династии – Хоремхеба.

Ушебти царицы Нефертари, найденные в ее гробнице Э. Скьяпарелли. Дерево, смола, краска. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Безусловно, что такой памятник не мог попасть в число вещей погребального инвентаря гробницы царицы случайно, и, скорее всего, доказывает тот факт, что покойный царь приходился ей родственником, хотя, конечно, это не более чем еще одна гипотеза. В любом случае, Нефертари по возрастным характеристикам не могла быть дочерью Эйе – Хоремхеб, унаследовавший после него престол, правил двадцать шесть лет. Если к этим годам добавить годы правления Рамсеса I и Сети I, становится ясно, что царица могла быть в лучшем случае лишь внучкой Эйе. Несмотря на то, что подобное утверждение может быть окончательно доказано или опровергнуто лишь в случае находки новых археологических памятников, компрометирующее родство с семьей “врага из Ахетатона”, как при Рамессидах называли фараона-еретика, могло бы объяснить, почему царица так тщательно избегала в надписях упоминания о своих родителях.

Если предположить, что Нефертари могла бы быть внучкой Эйе, то невольно возникает вопрос о том, дочерью кого из детей последнего она могла бы быть. Ввиду того, что вопрос о детях Эйе все еще остается открытым, вспомним, что помимо дочерей – Нефертити (?) и Мутноджемет у Эйе мог быть и сын. В Египетском музее в Каире хранятся два памятника – фрагменты знаменитой разбитой скульптурной группы военачальника Нахтмина и его супруги , а также хорошо сохранившаяся статуя не такого высокого художественного уровня, изображающая этого же вельможу. Мать Нахтмина, Иуйа, была “почитательницей Мина” и “певицей Исиды” в храмах Ахмима. Военный высочайшего ранга уже во времена правления Тутанхамона, связанный именем и родственниками с городом Ахмимом, Нахтмин, именуемый в текстах “сыном царя от плоти его”, был, судя по всему, сыном Эйе, не сумевшим по каким-то неизвестным нам причинам занять престол после смерти отца. Можно предположить, что царица могла бы быть внучкой Эйе, дочерью высокопоставленного военачальника Нахтмина, если учесть, какую тесную привязанность испытывали к городу Мина и Исиды дочери Нефертари, особенно старшая, принцесса Меритамон, великолепный семиметровый колосс которой был обнаружен в 1981 году в Ахмиме египетскими археологами. Учитывая все вышеприведенные факты, как и то, что памятники с именем Нефертари встречаются в основном в Верхнем Египте, можно с уверенностью говорит о том, что своими корнями царица восходила к знатнейшим семьям знати столицы и крупных близлежащих религиозных центров страны. В том же, что Рамсес II сделал своей главной супругой не принцессу, но просто знатную даму нет ничего удивительного: его мать, царица Туйа, обожествленная еще при жизни как ипостась богини Мут, происходила отнюдь не из царской семьи. Родители великой супруги Сети I хорошо известны: военачальник Райа и его супруга Руйа занимали достаточно высокие посты при дворе. Подобная традиция, возможно, может быть объяснена тем, что первые фараоны Рамессиды всячески подчёркивалисвоё нецарское происхождение, словно гордясь отсутствием близких родственников с сомнительными амарнским происхождением и <вычеркнув> амарнских царей из абидосского царского списка – перечня своих царственных предков. В этой ситуации царица Нефертари была исключением из столь демонстративного правила, что только ещё раз объясняет причину её вынужденного молчания. Вспомним еще один интереснейший факт: в эпоху уничтожения всего, что в той или иной мере могло бы быть связано с Эхнатоном и его преемниками, Рамсес II уважительно сохранил тексты с упоминанием Эйе у входа во второй двор Луксорского храма. Была ли это невнимательность, злостное упущение или же тайная дань уважения родственнику любимой супруги?

Царица Исетнофрет, сотрясающая систры перед Таурт, Тотом и Нут. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl. 175.

Второй великой царской супругой Рамсеса II была Иситнофрет, ставшая супругой Рамсеса II практически одновременно с Нефертари, однако, находившаяся в тени вплоть до кончины последней. И вновь мы сталкиваемся с тем, что ничего не знаем о ее происхождении. Среди ее титулов, как и у Нефертари, отсутствует эпитет “дочь царя” – в ее жилах не текла кровь фараонов. Ввиду того, что ее старшая дочь Бентанат носила сирийское имя, многие специалисты предполагали, что Иситнофрет не была египтянкой; однако эта гипотеза чересчур сомнительна. Интересно, что ушебти Бентанат были найдены экспедицией Дж. Мартина в Саккара, в гробнице, которая была подготовлена для Хоремхеба, когда он еще был только вельможей. Хорошо известно, что Бентанат была похоронена в Фивах; ее гробница, к сожалению, сильно пострадавшая от пожара, обнаружена в Долине цариц. Как тогда объяснить присутствие ее погребального инвентаря в гробнице человека, которого судьба сделала фараоном на стыке двух колоссальных династий? Не было ли какого-либо родства между Хоремхебом и матерью Бентанат, царицей Иситнофрет?

Исетнофрет, Хаэмуас и Бентанат, вместе с Рамсесом II перед Птахом и Нефертумом. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl 174.

Сам Хоремхеб происходил из города Гераклеополя, его родители неизвестны. Вступив на престол, он приказал высечь в гранитных скалах Гебель эль-Сильсилэ скальное святилище, посвященное Хапи – божеству разлива. Внутри сохранилось множество рельефных дополнений декорировки, выполненных при Рамессидах. Если образ Нефертари здесь отсутствует полностью, то Иситнофрет, наоборот, изображена неоднократно вместе с супругом. Было ли это намеренное подчеркивание родственных отношений, сказать сегодня крайне сложно. Во всяком случае, это место – одно из двух на юге страны, где присутствует Иситнофрет, все основные памятники которой связаны с севером Египта.

Исетнофрет и Хаэмуас вместе с Рамсесом II перед Хнумом. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl. 175.

Иситнофрет показана вместе с Рамсесом II на стеле из Асуана, установленной в этом месте в честь второго празднования церемонии сед Рамсеса, на 33-34 году его правления. На этом памятнике, как, впрочем, почти на всех других, где встречается ее имя, она была изображена, видимо, благодаря усилиям своего знаменитого сына, Хаэмуаса, занимавшего пост верховного жреца бога Птаха в Мемфисе. Сам Рамсес уделял ей удивительно мало внимания. Известны замечательные скульптурные изображения царицы Иситнофрет – нижняя часть кварцитовой статуи превосходной отделки с рельефной фигурой принца Хаэмуаса сбоку (E 7500) и песчаниковый бюст (E 5924) – хранятся в Королевском музее искусства и истории в Брюсселе. Однако чести быть изображенной у колоссов супруга ее не удостаивали.

Приблизительно на 34-м году правления супруга Иситнофрет скончалась. Гробница царицы не идентифицирована. Совершенно несостоятельным представляется известное предположение, что Иситнофрет могла быть похоронена в шахте одной из незавершенных гробниц Долины цариц, особенно если учесть ту тщательность, с которой мастерами были выполнены гробницы цариц Туйи и Нефертари, а также усыпальницы всех принцесс дома Рамсеса. А могла ли царица Иситнофрет быть похороненной вне Долины цариц? На первый взгляд такой факт был бы абсолютным исключением из правил, так как практически все остальные супруги и дочери Рамсеса II обрели свое последнее земное пристанище именно в этом некрополе, носившем в древности название “Место красоты”. Впрочем, если обратиться к последующей истории XIX династии, то выяснится, что некоторые исключения, хотя и связанные с более поздними царицами, все же были. Все они связаны с погребением цариц по соседству – в Долине царей. Во-первых, это Тахат, супруга Сети II и мать Аменмесеса, а также жена последнего – царица Бакетверенре, для которых была частично изменена декорировка KV10 – гробницы Аменмесеса ; во вторых – супруга Сети II, царица Таусерт, после смерти наследников мужа захватившая престол (KV 14).

В тексте одного из остраконов Каирского музея (JE 72460), обнаруженного Говардом Картером в Долине царей, упоминаются гробница некоей Иситнофрет и одного из сыновей Рамсеса, Мериатума, сооружение гробниц для которых было завершено фиванскими мастерами. В тексте даже есть даже указание того расстояния, на котором гробницы находились друг от друга – 104,6 м. Следует отметить, что гробница принца Мериатума, в которой он был похоронен вместе с несколькими своими братьями, найдена, причем не где-нибудь, а в Долине царей. Вывод один: либо гробница великой царицы до сих пор не найдена в Долине царей, либо речь идет о другой, второй Иситнофрет – дочери или даже внучке Рамсеса II, по какой-то причине погребенной в одной из незавершенных гробниц некрополя; в пользу последней гипотезы свидетельствует тот факт, что в тексте остракона перед именем Иситнофрет отсутствуют какие-либо титулы, что вряд ли было бы приемлемо по отношению к “великой супруге царской”. Кроме того, как совершенно справедливо отмечает К. Леблан, к XX веку весь ландшафт Долины царей в результате постоянной перекопки настолько изменились со времени правления Рамессидов, что о каком либо поиске гипотетической гробницы при помощи древних указаний сегодня говорить не приходится.

При анализе памятников, связанных с именем второй супруги Рамсеса Великого, в глаза бросается странное отсутствие надписей с ее упоминанием в Фивах вообще; она ни разу не была упомянута в текстах Карнака, Луксора или Рамессеума. Ее имя всего лишь однажды встречается в текстах заупокойного храма ее сына, Мернептаха.

Наоборот, в районе Мемфиса памятники, связанные с царицей, довольно многочисленны. В Саккара, в секторе Серапеума, экспедицией Ибрагима Али в 1986 году были выявлены блоки сооружения, возведенного здесь в честь царицы ее сыном Хаэмуасом; на этих блоках сохранились не только титулы и имя царицы, но и ее изображения. Отметим также, что на нескольких рельефах из этого святилища рядом с нильскими духами пятого и седьмого номов Нижнего Египта там, где в картуше должно было быть выписано имя царя, присутствует имя Иситнофрет; кроме того, какое либо упоминание о юге страны здесь отсутствует. Не отсюда ли происходит небольшая скульптурная группа , проданная в 1842 году в Лувр Н. Л’Отом, текст которой как нельзя лучше подтверждает исконные связи царицы с некрополем Мемфиса? В этой скульптурной группе Иситнофрет изображена вместе со своими сыновьями – “царским писцом, военачальником, царским сыном Рамсесом, правогласным” и “царским сыном, жрецом сем Птаха, Хаэмуасом, правогласным”. Надпись, типичная для заупокойных текстов, представляет собой молитву царя за свою супругу, чтобы она получила право достойного пребывания в мире ином:

“Жертва, которую дает царь Сокар-Осирису, владыке Анхтауи в отдохновении земли прекрасного Запада в Хут-Ка-хенем-нечеру , что скрывает тело распростертое временем жизни, объединяя его для вечности. Да живешь ты подобно Сириусу, о великая супруга царская, Иситнофрет! Да поднимешься ты в небеса звездные! Да воссоединишься ты с Орионом в месте этом! Да будешь ты выходить в облике звезды единственной меж бедер Нут, о Осирис-Иситнофрет, живущая, подобная тому, кто обрел защиту в Бусирисе!”

Суть этого текста не вызывает сомнений: это обращение к умершей Иситнофрет, которой посредством царской молитвы обеспечивается бессмертие и потустороннее существование в облике Исиды-Сириуса, появление которой на небе возвещало о новом паводке Нила и, соответственно, всеобщем возрождении. Этот красивый образ еще раз подчеркивает равенство в статусах между Иситнофрет и Нефертари: именно в облике Сириуса последняя была изображена на стене малого храма в Абу-Симбеле.

Упоминание же Сокар-Осириса, владыки Анхтауи – знаменитого района Мемфиса, издревле связанного с Ро-Сетау, путями, ведущими в мир иной, не только еще раз указывает на связь царицы с Мемфисом, но и то, что, возможно, ее гробница все еще покоится нетронутая или, по крайней мере, неизвестная археологам под песками одного из мемфисских некрополей. Это предположение подтверждается еще и тем фактом, что именно в районе Мемфиса были обнаружены стеатитовые, покрытые глазурью ушебти с титулами и именем “исчезнувшей” царицы , а также два фрагмента золотого ожерелья с именами Рамсеса II и “великой супруги царской” Иситнофрет.

Тот фактический материал, который мне удалось привести в этой небольшой статье, безусловно, не претендует на полноту и, увы, содержит в себе гораздо больше вопросов, чем ответов. Но все же, даже эти, столь фрагментарные источники, содержат в себе указания если не на происхождение и родственные связи двух великих цариц древности, то, по крайней мере, на те области Египта, к которым они тяготели. А если Нефертари принадлежала к родовой жреческой знати юга Египта, а Иситнофрет – к военной элите севера, то не были ли эти одновременные браки для Рамсеса II еще одной, попыткой “объединить” страну, которая уже спустя несколько десятилетий после его кончины находилась на грани политического кризиса и раскола на два враждующих лагеря? Ответ на этот вопрос можно будет дать лишь при продолжении археологических работ в Саккара, древнем некрополе Мемфиса, и знаменитой Долине цариц в Фивах.

[i] Труды ГЭ II. – Л., 1958. – С.27-41.

Матье М.Э. Искусство древнего Египта. – М.-Л., 1961. – С. 425-480.

Позднее это предположение М.Э. Матье было поддержано многими отечественными египтологами. В качестве примера см. Стучевский И.А. Рамсес II и Херихор. Из истории Египта эпохи Рамессидов. – М., 1984. – С. 36; Перепелкин Ю.Я. Древний Египет.// История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. – М., 1988. – С. 563.

Солкин В.В. Солнце Властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. – М., 2000. – С.85.

[v] Budge W. A History of Egypt. Vol. V. – London, 1902. – P.69; Gauthier H. Le Livre des Rois d’Egypte. Vol. III. – Le Caire, 1914. – P. 75-77.

Troy L. Patterns of Quenship in Ancient Egyptian Myth and History. – Uppsala, 1986. – P. 169 (19.5).

Martin G.T. The Hidden Tombs of Memphis. – London, 1992. – PP. 101-115.

Leblanc Ch. Nefertari, “L’aimйe-de-Mout”. Epouses, filles et fils de Ramsиs II. – Paris, 1999. – P. 246.

Schmidt H., Willeitner J. Nefertari. Gemahlin Ramses’II. – Mainz, 1994. – Abb.1.

[x] Например, колоссы в Луксоре: PM II, 304 (7), 311-312 (59) (61) (62) (67); 313 (70) (71); KRI II, 629-633; колоссы в Карнаке: PM II, 187 (582) (583); KRI II, 589-590.

Schmidt, Willeitner, 1994. – S. 21.

Ibid., s. 47.

Museumsinsel Berlin. Ägyptisches museum. – Mainz, 1991. – S. 146-147, № 88; Schmidt, Willeitner, 1994, s. 46.

Desroches Noblecourt Ch., Kuentz Ch., Le Petit Temple d’Abou Simbel. CEDAE, – Le Caire, 1968. 2 Vol.

Aménophis III: le Pharaon-Soleil. – Paris, 1993. – PP. 89-90.

Schmidt, Willeitner, 1994, s. 63.

Ibid., s. 50, Abb.63, 65.

После реставрации гробница Нефертари стала предметом многочисленных исследований и публикаций: Siliotti A., Leblanc Ch., Nefertari e la Valle delle Regine. – Firenze, 1993; Schiaparelli E., Relazione sui lavori della Missione Archaeologica Italiana in Egitto, anni 1903-1920, Vol. I: Esplorazione della “Valle delle Regine” nella necropoli di Tebe. – Torino, 1924; Thausing G., Goedicke H., Nofretari. – Graz, 1971; Dondelinger E., Der Jenseitsweg der Nofretari. Bilder aus dem Grab einer ägyptischen Königin. – Graz, 1973; La reconstitution photographique de la tombe de Nofretari.// Ramsиs le Grand. Catalogue. Galéries Nationales du Grand Palais. – Paris, 1976, pp. 207-221; Mc Donald J. House of Eternity: the Tomb of Nefertari. – London, 1996. Солкин В.В., 2000. – С.88-92.

Schmidt H., Willeitner J. Nefertari. Gemahlin Ramses’II. – Mainz, 1994. – S.12.

Saleh M., Sourouzian H., The Egyptian Museum Cairo. The Official Catalogue. – Mainz, 1987. N 195.

Leblanc Ch., Nefertari “L’aimйe-de-Mout”. Epouses, filles et fils de Ramsиs II. – Paris, 1999. – P. 25.

Ibid., p. 25-27.

Yahia El-Masry, Seven Seasons of Excavations in Akhmim.// Orientalia Lovaniensia Analecta 82. Proceedings of the Seventh International Congress of Egyptologists. (Cambridge). – Leuven, 1998. – PP. 759-765; Freed R., Ramesses the Great. – Memphis, 1987. – P.28.

В этом контексте стоит вспомнить тот факт, что знать Фив и Ахмима уже давно находилась в родственных отношениях; вспомним хотя бы тот факт, что именно из этого города происходили Иуйа и Туйа, родители знаменитой супруги Аменхотепа III, царицы Тейе.

Sourouzian H., Les Monuments du roi Merenptah. – Mainz, 1989. – P. 2-6.

Martin, 1992, p. 82.

QV71. См: Groff W., La fille de Pharaon. – Le Caire, 1896. – PP. 306-309, 312-23; Desroches Noblecourt Ch., Abou-Simbel, Ramsиs, et les dames de la Couronne.// Fragments of a Shattered Visage, Monographs of the Institute of Egyptian Art and Archaeology, I (1991). – Memphis, 1993. – PP. 134-140.

Leblanc,1999, p.142.

Schmidt, Willeitner, 1994, s. 27, 60.

Ibid., s. 28-29.

Ibid., s. 27-29.

Krauss R. Untersuchungen zu König Amenmesse // SAK 5 (1977), s. 137-140.

Altenmüller H. Bemerkungen zu den neu gefundenen Daten im Grab der Königin Twosre (KV 14) im Tal der Könige von Theben.// After Tut’ankhamun. Research and Excavation in the Royal Necropolis at Thebes. – London, 1992. – PP. 141-164.

Leblanc, 1999, p. 86.

Weeks K., Les mystиres de la tombe N 5. // Le Monde de la Bible, N 102 (1997), pp. 51-52.

Известно несколько рамессидских принцесс, носивших это имя. Так, Иситнофрет (II), дочь Рамсеса II, присутствует в процессиях принцесс Абидоса и Луксора, а также изображена в Абу-Симбеле; она стала супругой своего брата Мернептаха. Именно ей Х. Сурузян приписывает упоминание в остраконе, что, впрочем, весьма сомнительно. Мумия другой Иситнофрет, также царской дочери, найденная в Ахмиме, была идентифицирована Г. Масперо и в настоящее время хранится в Испании (см. Llagostera E. The Mummy of a Daughter of Ramesses II in Madrid. // Orientalia Lovaniensia Analecta 82. Proceedings of the Seventh International Congress of Egyptologists. (Cambridge). – Leuven, 1998. – PP. 691-696). Принцесса Иситнофрет (III), дочь Хаэмуаса, изображена на одной из статуй принца, найденной в районе Мединет Маади и хранящейся в замке Сфорцо в Милане. См. Gomaа F. Chaemwese, Sohn Ramses’ II und Hoherpriester von Memphis. – Wiesbaden, 1973, s. 85. Вероятнее всего, именно ее имел в виду автор текста Каирского остракона JE 72460. Об этой принцессе см. также Солкин, 2000, с. 95-96.

Тем не менее, сам факт упоминания гробницы Иситнофрет в тексте остракона вызвал очень оживленную дискуссию в литературе: Иernэ J. A Community of Workmen at Thebes in the Ramesside Period. – Cairo, 1973. – P. 82; Desroches Noblecourt, 1993, p. 132.

Leblanc Ch., 1999, p. 172.

Ibrahim Aly M. A propos du prince Khвemouaset et de sa mиre Isetneferet. Noveaux documents provenant du Sйrapйum. // MDAIK 49, 1993, p. 100-105.

Лувр Е.2272. Leblanc Ch. Isis-Nofret, sa famille et Nefertari. // BIFAO 93 (1993), pp. 314-316.

Обитель Ка соединяющегося с богами – еще один топоним, обозначающий часть мемфисского некрополя. См. Gauthier H. Dictionnaire des noms gйographiques contenus dans les textes hiйroglyphiques. Vol. IV. – Le Caire, 1928. – P. 139.

Pierret P. Recueil d’inscriptions inйdites du musйe du Louvre. Vol. II. – Paris, 1878. – P. 84.

Desroches Noblecourt Ch. Ramsиs II: la vиritable histoire. – Paris, 1996. – P.279.

Leblanc, 1999, p. 246.

Ibid., p. 173.

Цит. по: Солкин В.В. Нефертари и Иситнофрет: «великие супруги царские» и внутренняя политика Рамсеса II // «Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность». Материалы конференции кафедры всеобщей истории РУДН. М., 2001. С. 137–144.

Рамсес Второй - один из самых известных царей Древнего Египта, и написано о нем больше, чем о других фараонах. Клинописная копия найденного у города Хаттусы первого известного в истории международного мирного соглашения - Кадешского договора - встречает посетителей при входе в нью-йоркскую штаб-квартиру ООН. Кроме того, Рамсесу приписывается возведение наиболее известных достопримечательностей Египта: гробницы Нефертари, Рамессеума, большей части дворца Пер-Рамсес, Луксорского комплекса, гипостильного зала в Карнаке и огромных заупокойных храмов в Нубии (современный Абу-Симбел).

Рамсес пережил почти всех своих детей и умер на десятом десятке; целые поколения египтян жили при одном и том же фараоне - Рамсес, должно быть, казался им бессмертным. Когда в 1881 году обнаружили его мумию, ученые установили, что фараон имел рост около ста семидесяти пяти сантиметров, ярко-рыжие волосы и крупный нос, который унаследовали многие его сыновья.

В истории египетской Девятнадцатой династии остается немало белых пятен. Стараясь придерживаться известных генеалогических таблиц, событий и фактов, я заполняла эти белые пятна с помощью собственной фантазии; моя книга в первую очередь - произведение художественное.

К сожалению, в романе выведены не все важные исторические личности эпохи Рамсеса, но такие персонажи, как Сети, Туйя, Рахотеп, Пасер и многие другие, имеют в основе реальных людей, и, описывая их, я придерживалась исторической правды.

Рамсеса принято считать великим полководцем и выдающимся строителем, хотя его величайшее сражение - битва при Кадеше - кончилось не победой, а всего лишь перемирием. На стенах храма в Абу-Симбеле Рамсес изображен летящим на своей колеснице в гущу врагов; он разит и со славой побеждает хеттов. Рамсес прекрасно владел приемами пропаганды. На его стелах изображались только победы, независимо от действительного исхода сражения. Считается, что Нефертари сопровождала его в исторической битве при Кадеше и в шестнадцать лет стала главной женой фараона.

У нас нет сведений, что Нефертити или Нефертари произвели на свет близнецов. Я использовала этот сюжетный ход, чтобы подчеркнуть сходство между своей героиней и имевшей в народе дурную славу царицей-еретичкой. В точности неизвестно, в каком родстве состояли Нефертити и Нефертари. Если Нефертари - дочь царицы Мутноджмет, то правление Хоремхеба было недолгим, хотя, по его собственным утверждениям, он занимал престол в течение пятидесяти девяти лет. Уничтожив город Нефертити - Амарну - и присвоив заупокойный храм Эйе, Хоремхеб стер со стен имена Нефертити и ее родных и прибавил годы их правления к собственным. Согласно древнеегипетскому историку Манефону, Хоремхеб правил всего несколько лет, а значит, Нефертари вполне могла быть дочерью царицы Мутноджмет. Однако все это только предположения. О Нефертари известно лишь, что их с Рамсесом связывала глубокая любовь. О ней свидетельствуют многочисленные архитектурные и литературные памятники. В одном из наиболее известных стихотворений Рамсес называет Нефертари «той, ради которой восходит солнце». Стихи, посвященные Рамсесом Нефертари, можно встретить от Луксора до Абу-Симбела. В письме Рамсеса хеттской царице Пудухепе есть и подпись Нефертари; ясно, что она играла важную роль во внешней политике Египта.

Нефертари родила супругу не меньше шести детей, но ни один из них не пережил отца и не стал фараоном. Престол Рамсеса унаследовал сын Исет - Мернептах. В романе Исет описывается как вероломная супруга, но какой она была в жизни, никому не известно. Я также допустила вольность, приписав отравлению смерть фараона Сети, умершего в возрасте около сорока лет. Мумии многих царей Восемнадцатой династии, включая фараона Эйе и царицу Анхесенамон, до сих пор не обнаружены, и потому я решила объяснить их отсутствие пожаром.

Читатели, знакомые с историей Древнего Египта, заметят также, что в книге изменены некоторые имена и названия. Например, Фивы и Луксор - названия современные, но они более привычны, чем древние названия Ипет-Ресит и Уасет. Ради простоты я использовала имя Исет вместо Исетнофрет, так же как Аменхе вместо длинного и неудобопроизносимого Аменхерхепешеф. Самая очевидная замена имен - это, конечно, замена Моисея на Ахмоса. Читателей, желающих видеть на страницах романа библейского Моисея, ждет разочарование. Помимо Ветхого Завета, нет никаких достоверных подтверждений его пребывания в Египте. Как известно, в Египте той эпохи проживали люди племени хабиру, но доказательств того, что они имеют отношение к библейским евреям, не найдено. И поскольку исторического материала у меня было немного и я пыталась изобразить события такими, какими они могли быть, то решила ввести в повествование персонажа по имени Ахмос.

В романе упоминается миф о Саргоне, согласно которому некая жрица помещает свое незаконнорожденное дитя в корзину и пускает по реке, где его потом находит царский водонос. Этот миф старше мифа о Моисее на тысячу лет, подобно тому как свод законов вавилонского царя Хаммурапи, якобы полученный им на вершине горы от бога солнца, на полтысячелетия старше законов Моисея. Мне хотелось ввести этот миф в книгу, поскольку его знали египтяне, так же как вавилоняне знали наиболее значительные египетские мифы.

Помимо восполненных мною пробелов в романе есть эпизоды, которые могут показаться вымышленными. Таково, например, сражение Рамсеса с пиратами-шардана. Кроме того, Троянская война была, как полагают, в эпоху Девятнадцатой династии. Во время битвы при Кадеше египтяне схватили двух лазутчиков, которые позже сообщили о засаде, устроенной хеттами. После смерти царя Муваталли его сыну и вправду пришлось искать помощи у Рамсеса.

Неудивительно, что быт древних египтян иногда кажется слишком современным. Это потому, что они пользовались множеством вещей, которые можно счесть более поздними изобретениями: колыбели, кровати, постельное белье, духи, притирания для кожи и даже складные скамьи. И хотя устройство, обнаруженное Пенра в гробнице Мерира, кажется совсем невероятным, тем не менее это первое в Египте изображение колодезного журавля.

Что касается царицы Нефертари, то она царствовала вместе с супругом не меньше двадцати пяти лет. Рамсес построил ей в Абу-Симбеле заупокойный храм рядом со своим, и дважды в году восходящее солнце освещает статуи так, как описано в романе. Когда Нефертари умерла, ее похоронили в Долине цариц. Ее гробница - под номером QV66 - самая большая и красивая во всем некрополе. На стене погребальной камеры Рамсес так написал о своей любви к Нефертари:

«Моя любовь не имеет равных, и с ней никто не может соперничать… Просто пройдя мимо, она похитила мое сердце».


Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц (QV66), является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».


Нефертари, играющая в сенет.

Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Бену и богиня Нефтида.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

План гробницы Нефертари.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Камера "Е"

Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея;

Исида, ведущая Нефертари к Хепри.

Фрагмент той же сцены.

Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.

Фрагмент той же сцены.

Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.
Камера «G» (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса и Тотом, повелителем «божественных изречений» - письма, а также магии.
«Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину».

Нефертари перед Тотом.
На длинной восточной стене камеры «G» показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп.

Осирис и Атум.

Сцена жертвоприношения Атуму.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.

Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Священные коровы, бык и весла.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Ра и Осирис как предвечное божество.

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

Нефертари перед Хатхор и Селкет.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.

Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.

Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Страж врат иного мира.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.

Осирис на одном из столбов.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.
На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Эрнесто Скьяпарелли.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.

Во время реставрации.

Во время реставрации.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Руки Нефертари и богини. Расписанный рельеф одного из столбов погребальной камеры.

Долина цариц и священный грот богини Хатхор.

(с) Цит. по: Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М., 2000, сноски опущены.
(с) фото - Guillermo Aldana и др.

Долина Цариц – это памятник древности в Египте, который представляет не меньший интерес для туристов, чем известная Долина Царей. Именно здесь можно познакомиться с удивительной историей загадочной царицы Нефертари Маренмут и дополнить путешествие в Страну Фараонов еще одним ярким и незабываемым впечатлением.

История Долины Цариц

Долина Цариц представляет собой один из царских некрополей в Египте. Она находится недалеко от Долины Царей, на западном берегу реки Нил, в Луксоре (в древности на этом месте была расположена древняя столица Египта – город Фивы). Раньше она носила название Та-Сет-Неферов, в переводе «место для царских детей». Здесь были похоронены не только жены царей, но и наследников престола, так и не ставшие правителями. Долина Цариц также знаменита тем, что здесь было обнаружено место, в котором жрецы готовили усопшего к погребению и проводили ритуальные действия.

Археологи и историки обнаружили в Долине Цариц порядка 80 захоронений детей и жен правителей Страны Пирамид, а также некоторых знатных персон. В разные годы они были варварски разграблены и сожжены, а в части гробниц даже оборудовали стойла для скота.

Считается, что эти захоронения основаны в период с 1550 по 1070 год до нашей эры. Попасть в Долину Цариц можно, пройдя через ущелье с памятными стелами в честь победоносных военных походов египетского фараона Рамзеса III. Здесь же можно увидеть молитвенные обращения к одним из главных божеств в Древнем Египте – Осирису и Анубису.


Гробница Нефертари Маренмут

Захоронение супруги фараона Рамзеса Великого царицы Нефертари – это самая впечатляющая усыпальница, которой знаменита Долина Цариц, расположенная в Луксоре. Она была раскопана в 1904 году, но первые посетители попали туда почти на 100 лет позже – лишь в 1995 году. Все это время продолжалось изучение иероглифов на стенах этой роскошной гробницы. Надо сказать, что ежедневно в нее впускают не более 150 посетителей. Дело в том, что массовые посещения туристов могут нарушить микроклимат в помещении, а это губительно скажется на украшениях стен усыпальницы. Делать в этом месте фото и видео не разрешается.

Колоритные полихромные фрески, которые украшают стены захоронения царицы Нефертари в Долине Цариц, сохранились до наших дней в отличном состоянии. До сих пор считается, что именно эти изображения дали миру наиболее полную и обстоятельную информацию о Древнем Египте. Существует видео, в котором прекрасно видно, какими яркими остались цвета древних фресок даже спустя тысячелетия.

Нефертари Маренмут в переводе означает «прекраснейшая возлюбленная Мут». Царица Нефертари обладала невиданным могуществом с самых первых дней вступления на престол фараона Рамзеса II. Ее происхождение до сих покрыто завесой тайны, но с недавних пор считается, что она была знатной дамой из семьи Эйе, к которой относился и один из последних правителей XVIII династии. Скорее всего, Нефертари скрывала свое родство с этим семейством, боясь, что таким образом может скомпрометировать себя.


Образ этой выдающейся женщины изображен на огромном количестве исторических памятников, найденных в Египте. Чаще всего ее изображали рядом со статуями ее царственного супруга, рядом с ним она и на пилоне одного из храмов в Луксоре. Эти изображения и надписи о ней датированы третьим годом правления Рамзеса II.

Как правило, на рельефах, найденных при раскопках в Луксоре, царственные супруги изображались рядом с фараонами, но их рост был настолько мал, что едва доходил супругу до колена. Однако фасад Малого храма, находящегося в Абу-Симбеле и посвященного богине Хатхор, украшен огромными статуями царицы Нефертари — такими же по высоте, как и статуи Рамзеса. Это явно свидетельствует о том, какое положение занимала эта женщина в государстве и в сердце великого фараона.

Сегодня Луксор это оживленный город с населением больше 150 тысяч человек. Еще с древних времен Луксор является туристическим городом. Сюда приезжали даже из Рима и древней Греции, чтобы посмотреть на местные гробницы и памятники. Путешественники плыли вниз по Нилу , чтобы попасть в самый великий во всем мире музей под открытым небом. Здесь находится чудо света – гробница Нефертари. Нефертари – царица Египта и жена могущественного фараона Рамзеса II. Ее имя означает «прекрасная» и она восхищает даже спустя три тысячи лет. Видно не зря она считалась одной из самых красивых женщин в истории.

Это чудо света появилось в Луксоре, когда он был духовной столицей древнего Египта. Образ царицы Нефертари увековечен в статуе, которая находится сейчас среди древних руин. Прекрасная статуя, но у нее нет лица. Чтобы узнать как выглядела эта царица Египта, нужно попасть в ее гробницу. Нефертари похоронена в Долине цариц. Гробница Нефертари была обнаружена Эрнесто Скипарелли в 1904 году.

Внутри находятся одни из лучших сохранившихся настенных фресок, найденных в Египте. Изображения рассказывают историю посмертного путешествия Нефертари в загробный мир и ее перерождение. Прекрасное лицо умиротворенное смертью. Чудесные краски до сих пор не утратили яркости. Фигуры людей нарисованы по традиции того времени – в профиль. Ниже изображен Анубис, бог-шакал, считающийся защитником. Нефертари должна была миновать зловещих стражей на пути в загробный мир. На фреске, богиня Исида предлагает Нефертари египетский анк – символ вечной жизни. Прекрасная царица должна была возродиться и вознестись на небеса. Над головой Нефертари должна была видеть звезды вселенной, она надеялась вернуться к этим небесам.

Гробница Нефертари это путешествие во времени, позволяющее окунуться в чудесный мир искусства древних египтян и их верований. Гробница Нефертари долгое время была закрыта для посещения. Это чудо света в Долине цариц возле Луксора открыли для посещений только в конце 1995 года.

А так Нефертари выглядит в воображении египетской художницы Фаттах Галлы.

И наконец видео из гробницы Нефертари.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх